|
|
|
2 |
|
|
|
Абеляр
(Abélard) Пьер |
63,3 |
|
|
|
1079,
Палле – 21.4.1142, аббатство
Сен-Марсель |
Концептуализм |
|
|
|
Идея
концептуализма в споре об универсалиях |
Портрет |
|
|
|
“Да и нет” |
|
|
|
|
“История моих бедствий”, М., 1959 |
|
|
|
4 |
Лекции по истории философии |
Лекция Абеляр |
|
|
3 |
Энциклопедия Кольера ("Мир
вокруг нас") |
|
|
|
2 |
«Новый энциклопедический
словарь Брокгауза и Ефрона», 1911 – 1916) |
|
|
|
1 |
km.ru |
|
|
|
|
АБЕЛЯР (Abelard, Abailard ) Пьер (Петр) (1079, Палле,
близ Нанта — 21 апреля 1142, аббатство Сен-Марсель близ Шалон-сюр-Сон,
Бургундия, ныне Франция), один из крупнейших философов Средневековья. |
|
|
|
|
Учился у Росцелина и Гильома де Шампо в Париже. |
|
|
|
|
Еще во время обучения, проявив необычайные способности
в области философии и теологии, он открыл собственную школу в Париже. |
|
|
|
|
Слава Абеляра быстро распространялась, и вскоре его
приглашают в школу Нотр-Дам, которая стала впоследствии Французским
университетом, где философ в 1114-1118 возглавлял кафедру. |
|
|
|
|
Примерно к этому же времени относится история
трагической любви Абеляра и Элоизы, описанная им самим в «Истории моих
бедствий». |
|
|
|
|
Заключенный втайне брак не был признан опекуном
Элоизы, который оскопил Абеляра и насильно заставил Элоизу постричься. |
|
|
|
|
Вскоре и Абеляр удалился от мира. |
|
|
|
|
Сохранилась переписка влюбленных, а также стихи
Абеляра, посвященные Элоизе. |
|
|
|
|
Став монахом, Абеляр поселился в монастыре Сен-Дени,
где продолжил ученые занятия. |
|
|
|
|
Особый интерес у него вызывала проблема универсалий. |
|
|
|
|
Абеляр занял промежуточную между реализмом и
номинализмом позицию, получившую название «концептуализма». |
|
|
|
|
Он рассматривал универсалии как умственные концепции,
которые не существуют отдельно от предметов, но которые, в то же время, не
просто произвольные имена. |
|
|
|
|
«Универсалия», такая, например как «лошадь», реальна,
это не просто слово, однако она не может существовать отдельно от реальных
лошадей. |
|
|
|
|
В понимании Абеляра «универсалии» предшествуют
конкретным вещам. Бог имел идею лошади, прежде чем начал творение, и эта идея
присутствует в каждой конкретной лошади. |
|
|
|
|
Эта точка зрения стала преобладающей и завершила спор
«номиналистов» и «реалистов», пока Оккам не предложил новый взгляд на
универсалии. |
|
|
|
|
В 1122 Абеляр пишет свой главный труд «Да и Нет», в
котором пытается разрешить проблемы, связанных с местом и ролью логики и
рацио в исследовании божественных истин. |
|
|
|
|
Используемый им метод приводит к сомнениям, которые
только и могут, по мысли Абеляра, помочь человеку прийти к истине. |
|
|
|
|
Сомнение признается философом началом всякого знания. |
|
|
|
|
Абеляр стремится понять то, во что верит. |
|
|
|
|
Этот подход был прямо противоположен методу Ансельма
Кентерберийского — «верую, чтобы понять», признанному официальной церковью,
поэтому вызвал резкое неприятие у многих видных клириков. |
|
|
|
|
Одним из самых серьезных противников Абеляра в этом
вопросе стал Бернар Клервоский. |
|
|
|
|
Полемика между мыслителями привела к осуждению идей
Абеляра в 1140 на соборе в Сансе. |
|
|
|
|
Направляясь с апелляцией к папе, Абеляр делает по пути
остановку в монастыре, где его и настигает смерть. |
|
|
|
2 |
«Новый
энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона», 1911 – 1916) |
|
|
|
|
АБЕЛЯР (Abelard, Abaillard) Петр, один из
замечательнейших представителей духовной жизни средних веков. |
|
|
|
|
Современники любили называть его Сократом Галлии,
Платоном Запада, Аристотелем своей эпохи, новые писатели — трубадуром
философии, странствующим рыцарем диалектики. |
|
|
|
|
При жизни он был осужден как еретик церковью, которая
впоследствии, однако, положила большинство его сочинений в основу своей
науки. |
|
|
|
|
Он славился также как поэт и музыкант, наконец, как
герой трогательного романа, сделавшего имя его возлюбленной Элоизы популярным
далеко за пределами ученого мира. |
|
|
|
|
А. родился в 1079 близ Нанта в местечке Пале, Palais
(Palatium, откуда эпитет doctor Palatinus), в рыцарской семье. |
|
|
|
|
Он получил редкое для того времени образование, в
котором навыки военного искусства и светского обращения сочетались с глубиной
научных знаний — поскольку могла дать их тогдашняя школа. |
|
|
|
|
Талантливость А. дала ему возможность глубже
современников постичь дух античной философии. |
|
|
|
|
Интерес к знанию захватил его душу, и еще в ранней
молодости он навсегда «сменил меч рыцаря на оружие диалектики». |
|
|
|
|
Пройдя полный курс средневекового учения под
руководством Росцеллина, он в 20 лет очутился в Парижской соборной школе,
которую вел архидиакон Notre-Dame Гильом де Шампо. |
|
|
|
|
Учитель принял талантливого ученика с
благожелательством, но оно скоро сменилось разрывом, когда, пользуясь
свободой общения аудитории с профессором и принятой в ней формой диспута, А.
стал вызывать учителя на философские споры, из которых выходил победителем. |
|
|
|
|
Он умел искусно защищать оригинальную позицию, какую
занял в волновавшем науку и церковь вопросе об универсалиях, т. е. о природе
общих и отвлеченных понятий. |
|
|
|
|
По этому вопросу шла борьба между номиналистами и
реалистами. |
|
|
|
|
Как более гармонирующее с религиозными идеями, учение
реалистов было признано в церковной науке. А. выступил против обоих учений с
собственной теорией, которую философия обозначила именем концептуализма. |
|
|
|
|
Она, по-видимому, заключалась в смягченном
номинализме: реальны отдельные предметы, но и общие имена — не пустой звук:
они соответствуют тому понятию, концепту, которое, по сравнении отдельных
предметов, образует наша мысль и которое имеет своеобразную духовную
реальность. Гильом де Шампо был «реалист». |
|
|
|
|
В борьбе с ним А. неоднократно вынужден был покидать
Париж. |
|
|
|
|
В 1108-13 он открывает самостоятельные курсы (всегда
имевшие блестящий успех) в Мелене и Корбее; снова вступает в ряды учеников и
соперников Гильома де Шампо, заставляет его отказаться от его философской
позиции и доводит назначенного Шампо профессора-заместителя до того, что тот
добровольно сходит с кафедры, уступая ее А. |
|
|
|
|
Мы видим его еще в Лане, в аудитории столпа реализма
Ансельма Ланского, которого он также подрывает своими возражениями и публично
характеризует как «рутинера и ритора, наполнявшего дымом свой дом, когда
хотел его осветить»; затем снова в Париже, где он «разбивает ученый лагерь на
горе Св. Женевьевы, чтобы осаждать оттуда врага». |
|
|
|
|
Осада кончилась капитуляцией неприятеля. |
|
|
|
|
Гильом закрыл свою опустевшую школу, ученики которой
перебегали к А.; наконец, старейшая парижская аудитория — школа «Notre-Dame»
— досталась А. как профессору и руководителю. |
|
|
|
|
В полном расцвете сил, владея редким искусством ясной
и смелой постановки самых запутанных вопросов, чисто французской способностью
мягкого, изящного изложения, красотой слова и неотразимым личным обаянием, А.
привлекал тысячи восхищенных учеников со всех концов Запада. |
|
|
|
|
Большинство европейской «интеллигенции» той поры
прошло через его аудиторию. |
|
|
|
|
«Из нее вышел один папа, 19 кардиналов, более 50
епископов Франции, Германии и Италии; в ней выросли Петр Ломбардский и
Арнольд Брешианский» (Гизо). |
|
|
|
|
Слава привела за собой богатство. |
|
|
|
|
До тех пор суровый и целомудренный, А. теперь только
узнал радости разделенной любви. |
|
|
|
|
«В то время,— рассказывает он в автобиографическом
сочинении «Historia calamitatum mearum» («История моих бедствий»),— жила в
Париже молодая девушка по имени Элоиза… |
|
|
|
|
Прекрасная
собою, она еще более блистала умом, нежели красотою». |
|
|
|
|
Дядя ее, каноник Фульбер, желая дать ей наилучшее
образование, пошел навстречу предложению А. принять его к себе в дом как
нахлебника и домашнего учителя. |
|
|
|
|
"Так Фульбер отдал нежную овечку голодному
волку. |
|
|
|
|
Он полагался на невинность Элоизы и на мою
репутацию мудрости... |
|
|
|
|
Скоро мы имели одно сердце. |
|
|
|
|
Мы искали уединения, которого требует наука, и,
далекая от взоров, любовь наша наслаждалась этим уединением. |
|
|
|
|
Перед нами лежали открытые книги, но в уроках наших
было больше слов любви, чем наставлений мудрости, больше поцелуев, чем правил
науки... |
|
|
|
|
В нашей нежности мы прошли все фазы любви". |
|
|
|
|
Для аудитории А. не было тайной увлечение учителя. |
|
|
|
|
Он стал небрежно относиться к преподаванию, «повторяя
на лекциях эхо прежних слов». |
|
|
|
|
Если он сочинял стихи, то это «были песни любви, а не
аксиомы философии». |
|
|
|
|
«Одаренный талантом слова и пения,— пишет ему
впоследствии Элоиза,— вы заставили звучать на всех устах имя Элоизы»... . |
|
|
|
|
Вскоре Элоиза почувствовала себя матерью. |
|
|
|
|
Опасаясь гнева дяди, А. увез ее в Бретань и вступил с
ней в брак, который, однако, должен был остаться тайным. |
|
|
|
|
Так желала сама Элоиза, опасавшаяся разрушения
церковной карьеры А. |
|
|
|
|
Когда Элоиза, желая положить конец слухам об этом
браке, приняла в Аржантее одеяние (но еще не пострижение) монахини, Фульбер
решил отомстить А. |
|
|
|
|
Он ворвался в спальню А. и подверг его кастрации. |
|
|
|
|
Это определило резкий перелом в жизни А. |
|
|
|
|
Жестоко страдая физически и морально, он решил уйти от
мира, вступил монахом в Сен-Дени и убедил 19-летнюю Элоизу принять покрывало
монахини. |
|
|
|
|
Что-то озлобленно-резкое и сухое чувствуется в нем
отныне. |
|
|
|
|
Ожесточенный аскет, он только с горечью вспоминает
радости минувшей любви. |
|
|
|
|
Стихов он больше не пишет |
|
|
|
|
Постигшее А. несчастье, однако, лишь на время прервало
его профессорскую деятельность. |
|
|
|
|
Ученики
осаждают его просьбами возобновить преподавание «во славу Божию». |
|
|
|
|
На это охотно дает ему согласие конвент Сен-Дени,
которому был в тягость беспокойный собрат. |
|
|
|
|
Второй период учительства окружает имя А. еще большим
блеском. |
|
|
|
|
Смелое и остроумное приложение логических приемов к
разрешению богословских проблем вызывает взрыв восторга в учениках, зависть в
соперниках, тревогу в церкви. |
|
|
|
|
Обвинение в ереси в 1121 ставит А. подсудимым перед
Суассонским собором. |
|
|
|
|
Несмотря на благоприятное отношение к А. некоторых
судей, несмотря на то, что при обсуждении инкриминируемой книги («Introductio
ad theologiam», «Введение в богословие») судьи уличили друг друга в грубом
невежестве и еретических заблуждениях, А. был осужден и должен был
собственными руками бросить в огонь свою книгу. |
|
|
|
|
Он был послан на исправление в аббатство Св. Медарда,
но папский легат разрешил ему вернуться в Сен-Дени. |
|
|
|
|
Когда в исторических расследованиях своих о
происхождении аббатства он коснулся легенды о св. Дионисии и стал доказывать,
что основателем его был не Дионисий Ареопагит, который никогда не был в
Галлии и мощи которого покоятся в Греции,— монахи стали грозить А. гневом
короля за унижение славы знаменитой базилики. |
|
|
|
|
А. должен был спасаться бегством. |
|
|
|
|
В лесах между Ножаном и Труа он построил хижину,
вокруг которой выросли шалаши учеников. |
|
|
|
|
Тут же был воздвигнут храм, который А., в духе
провозглашенного им учения о Св. Троице, посвятил Духу-Утешителю (Параклету) |
|
|
|
|
В то время уже несколько лет раздавалась страстная
проповедь св. Бернарда Клервоского и вырастали основываемые им монастыри.
Большинство шло за восторженным мистиком, проповедником смиренной любовной
покорности непостижимому Богу и беззаветного послушания Его церкви на земле и
было враждебно гордому, пытливому духу А. |
|
|
|
|
Сочинение А. «Scito te ipsum» («Познай самого себя») в
связи со слухами о вольной жизни ученой колонии дало повод к новым обвинениям
против А. |
|
|
|
|
Он покинул Пара-клет. |
|
|
|
|
Монахи обители Сен-Жильда (St. Gildes de Ruys) в
Бретани избрали его своим аббатом. |
|
|
|
|
Дикая страна, непонятный ему язык, распущенные монахи,
надеявшиеся найти в А. снисходительного аббата и встретив вместо того
строгого начальника, стали вести против него непрерывную войну,— все это
вскоре привело его в отчаяние. |
|
|
|
|
В тяжелом настроении он написал личные воспоминания,
озаглавленные «Historia calamita-tum mearum». |
|
|
|
|
Как и аналогичное им по содержанию «Письмо к другу»,
они распространились среди его почитателей и дошли до Элоизы. |
|
|
|
|
Чтимая сестрами, настоятельница Аржантея по-прежнему
терзалась страстной любовью к супругу. |
|
|
|
|
Письмо ее к А. полно жалоб и признаний, не
передаваемых в их откровенной страстности. |
|
|
|
|
Но любовь умерла в искалеченном теле и ожесточенной
душе А. |
|
|
|
|
К прежней подруге у него сохранилось только дружеское
чувство. |
|
|
|
|
Он тщательно разрешает в письмах ее нравственные
затруднения, ее богословские и практические вопросы. |
|
|
|
|
Когда преследования аббата Сен-Дени лишили приюта
сестер Аржантея, А. предоставил им Параклет, сам посещал новую обитель,
наставляя сестер, привлекая своей проповедью богатых благотворителей. |
|
|
|
|
Между тем отношения его с монахами Сен-Жильда до
крайности обострились: они вливали ему яд в Св. Дары и подстерегали его в
темноте с целью убить его. |
|
|
|
|
Он покинул негостеприимную обитель и еще раз появился
на профессорской кафедре. |
|
|
|
|
В 1136 он открыл школу в Париже, на горе Св.
Женевьевы. |
|
|
|
|
В новых теологических трактатах он старался смягчить и
выяснить то, что вызвало обвинение его в ереси. |
|
|
|
|
Столпы церкви нашли в них новые, худшие заблуждения. |
|
|
|
|
Носителем обвинений явился на этот раз сам св.
Бернард. |
|
|
|
|
Учение А. изложено в его сочинениях, из которых
назовем только важнейшие: «Tractatus de unitate et trinitate» («О единстве и
Троице»), «Theologia Christiana» и «Introductio ad theologi-am» — посвящены
догматике; «Sic et non» («Да и нет»), комментарий к «Посланию к римлянам» и
«Диалог между иудеем, христианином и философом» — вопросу об отношении между
верой и разумом, откровением и наукой; «Scito te ip-suin» — вопросам этики:
греху и благодати, ответственности человека, покаянию и прощению. |
|
|
|
|
На вопрос: имела ли основание средневековая церковь
обвинять А. в ереси за догматические его сочинения,— историк должен ответить
так: примирение догмата о нераздельном единстве и неизменности Божественного
Существа с догматом о вочеловечении одной из этих Ипостасей было не по силам
мысли средневекового церковного человека. |
|
|
|
|
Большинство церковных столпов, осудивших А., позволяло
себе в этом отношении более сомнительные выражения, нежели А., ясная мысль
которого вышла с достоинством из этого лабиринта. |
|
|
|
|
Примыкая к блаженному Августину, он определил
троичного Бога как единое высшее совершенство в трех проявлениях. |
|
|
|
|
Божественная Сущность в своем могуществе есть Отец, в
своей мудрости — Сын-Слово (Logos), в своей любовной благости — Дух Святой.
Как в совершеннейшем благе, в Боге все гармонично: |
|
|
|
|
Он может то, что знает и хочет, хочет то, что знает и
может. |
|
|
|
|
В этом смысле Его могущество ограничено святостью Его
желаний и мудростью: Бог не может делать зла, и из всех возможностей для Него
в каждый момент открыта лишь наилучшая. |
|
|
|
|
Отношение Ипостасей подобно отношениям воска, образа,
в который он отлит, и печати, которою он служит, или трем лицам грамматики:
одно и то же лицо одновременно является 1-м, 2-м и 3-м, не меняясь в
существе. |
|
|
|
|
Искренний теолог не отказал бы этим формулировкам в
остроумии и находчивости, но они были слишком тонки для невежественных
критиков А., и они обвинили его в отрицании могущества за Сыном и Духом
Святым, в признании степеней в Св. Троице, в ограничении могущества Бога (Его
святостью), в отрицании реальности Ипостасей и в признании у Бога только трех
имен — т. е. в савеллианстве, хотя во втором своем сочинении о Св. Троице А.
сам полемизирует с савеллианством и отграничивается от него. |
|
|
|
|
С большим основанием обвинили его в несторианстве, ибо
он утверждал, что Logos в своем воплощении остался отграниченным от души
Христа-человека и что Христос страдал против Своего желания (человеческого). |
|
|
|
|
Во всяком случае, тупой нож критики тогдашней церкви,
оставлявший более уродливые побеги, навряд ли направился бы на эту сторону
учения А., если бы внимание ее не было привлечено и раздражено другими его
сторонами, где крылись семена опасных дерзновении гордого разума. |
|
|
|
|
Уже в раннем своем сочинении, в «Диалоге между иудеем,
христианином и философом», из которых первый основывает свою религию на
нравственном законе, естественно врожденном каждому человеку, второй — на
Законе-Писании и третий — на том и другом, руководителем беседы является
философ. |
|
|
|
|
Он разрешает затруднения, приводит собеседников к
ясной постановке вопросов. |
|
|
|
|
Он убежден, что все люди получили от Бога разум,
которым свободно Его познают. Закон писаный не необходим для совершенства. |
|
|
|
|
Добрые и
благочестивые люди были и до «закона». |
|
|
|
|
Недостаток большей части религий (иудейской,
христианской) заключается в том, что они воспринимаются не разумом, а
привычкой, внушенной с детства. |
|
|
|
|
Взрослый человек оказывается рабом ее и устами
повторяет то, чего не ощущает «сердцем» (т. е. сознанием). Иудей спорит с
этим положением, христианин соглашается. |
|
|
|
|
Вместе с философом христианин приходит к заключению,
что естественный нравственный закон вечен, что ад и рай суть чисто духовные
понятия, что близость святых к Богу надо понимать не в чувственном смысле и
что выражения, намекающие на чувственную природу этих идей, суть лишь образы
для невежественного народа. |
|
|
|
|
Права личного разума с еще большею смелостью
отстаиваются в сочинении «Sic et non», представляющем практический ответ на
вопрос об отношении между авторитетом Откровения и разумом. Св. Ансельм учил,
что в случае разногласия между тем и другим человек должен довериться
Откровению. |
|
|
|
|
Но как быть, если Откровение находится в противоречии
с самим собою? |
|
|
|
|
А. приводит массу текстов Св. Писания, дающих на один
и тот же вопрос — экзегетический, этический, исторический — различные или
прямо противоположные ответы — «да и нет», sic et non. «Отче наш» различно
читается у различных евангелистов; по Матфею, Христос умер в 3 часа, по
Марку,— в 6 часов. В Писании не говорится о девстве Марии после Рождества
Христова, ни о схождении Христа в ад. Поставленный перед подобными
противоречиями, разум должен сделать усилие, чтобы их преодолеть. А. удается
победоносно выйти из них. Его целью являлось не разрушение авторитета
Откровения, а его очищение. |
|
|
|
|
Раскрыв в своей книге противоречия, он разрешал их на
лекциях к изумлению и восторгу учеников. |
|
|
|
|
В этих разрешениях А. нередко поднимался на высоту
современной историко-литературной критики. |
|
|
|
|
В разборе «Послания к римлянам» он доказывает, что Св.
Писание сложилось из взаимодействия трех факторов: 1) Божественного
вдохновения, которое непогрешимо; 2) личности писателя, индивидуально
воспринявшего его, и 3)всех обстоятельств, в которых оно формулируется и
увековечивается (понятий эпохи, условий передачи, компетентности переводчика
и переписчика). |
|
|
|
|
Этот «брат Третий» (frater Tertius) вносит в Писание
больше всего смущающих нас элементов. |
|
|
|
|
Божественное Откровение, как первый фактор, для А.
авторитетно, но Писание, как продукт трех факторов, подлежит критике разума. |
|
|
|
|
Отсюда расхождение его с мистиками типа Бернарда
Клервоского, положению которых: «верю, чтобы понять» он противопоставлял:
«понимаю, чтобы верить». |
|
|
|
|
Не отрицая этим в сущности независимости религиозного
чувства, он указывал на необходимость участия разума в восприятии содержания
догматов. |
|
|
|
|
Между тем способом созерцания божественной тайны
воочию, какой доступен святым, и полной ее непостижимостью есть третья
возможность: посильное постижение человеческим разумом, логикой, которая есть
дар вечного логоса. |
|
|
|
|
«Всякое знание — благо и не может быть враждебно
Верховному Благу». |
|
|
|
|
Подобно философу своего «Диалога», А. смело
провозглашает, что «вера, не просветленная разумом, недостойна человека». |
|
|
|
|
Итак, не механической привычкой, не слепым доверием, а
личным усилием должен завоевать человек свою веру. |
|
|
|
|
Высокая оценка такого личного усилия в вопросах
богопознания связана с высокой оценкой его и в вопросах практической
нравственности. |
|
|
|
|
В книге «Scito te ipsum» («Познай самого себя») А.
исходит из резко (минутами даже парадоксально) поставленного положения: есть
только один грех — грех против собственного сознания. |
|
|
|
|
Он может лежать только в намерении, в воле. Действие,
поступок есть лишь следствие злой воли и сам по себе уже не прибавляет ничего
к греху. |
|
|
|
|
Это перенесение центра тяжести вопроса в субъективную
сторону доводит до парадоксального утверждения: «евреи, распявшие Христа в
уверенности, что тем угождают Богу, не имеют греха». |
|
|
|
|
Связанный только с личной ответственностью, грех не
может быть унаследован потомством. |
|
|
|
|
Адам и Ева завещали человечеству не грех свой, а
только свою кару. |
|
|
|
|
Лично ответственный за грех, человек искупает его
личным покаянием и сокрушением. |
|
|
|
|
Хорошо покаяться священнику, но за его отсутствием
можно покаяться доброму мирянину или прямо Отцу Небесному. |
|
|
|
|
В вопросе покаяния А. переступает ту грань, за которой
стояли все вожди практической оппозиции, и в сущности подкапывается под самое
основание церковной иерархии. |
|
|
|
|
«Есть священники,— говорит он,— которым каяться — не
спасение, а погибель. |
|
|
|
|
Они не молят за нас, и если молят — не бывают
услышаны». |
|
|
|
|
Если отпущение или отлучение, налагаемое священником,
определяется пристрастием или ненавистью, то неужели Бог связан подобным
приговором? |
|
|
|
|
Власть вязать и решать, слова «вы соль земли»
относятся лишь к самим апостолам и к преемникам их, равным им по святости. |
|
|
|
|
Исходя из этого положения, А. почти за 400 лет до
Лютера обрушивается со всей силой своего остроумия на обычай раздавать
отпущения (индульгенции) за деньги без личного покаяния грешника. |
|
|
|
|
Если мы примем во внимание, что все эти призывы к
личному усилию мысли и совести не крылись в глубине тяжеловесных трактатов, а
раздавались как живые речи с кафедры уже и в ту пору мирового города, среди
толпы страстной молодежи, подхватывавшей и доводившей до крайностей смелые
мысли учителя («Они барахтались в них, как в воде, и оглушались их шумом»,—
замечает св. Бернард),— мы поймем, почему учительство А. вызвало такую
ненависть и тревогу в среде столпов иерархии. |
|
|
|
|
«Несравненный доктор,— с гневом говорит св. Бернард,—
объял глубины Божества, сделал их ясными и доступными, и от эонов скрытую
тайну изложил так открыто и гладко, что даже нечистое с легкостью
проскальзывает в нее». |
|
|
|
|
Церковь решила покончить с «шумящей суетой слов». |
|
|
|
|
Св. Бернардом составлено было формальное обвинение А.
в ереси, и дело в 1141 представлено было на суд Сансского собора. |
|
|
|
|
А. смело предстал перед судьями и требовал диспута,
требовал права защиты. |
|
|
|
|
Страх перед его острым «мечом диалектики» заставил
собор отказать ему в «милости слова». |
|
|
|
|
Он осужден был, не будучи выслушан, «как арианин за
учение свое о личности Христа, как несторианин за учение о Св. Троице, как
пелагианин за учение о благодати». |
|
|
|
|
Он покинул собор до произнесения приговора и
отправился в Рим апеллировать к папе. |
|
|
|
|
На пути он узнал, что папа санкционировал приговор. |
|
|
|
|
Это сломило его мужество. |
|
|
|
|
Чувствуя невозможность дальнейшей борьбы, он принял
предложение давно расположенного к нему аббата Клюни Петра Достопочтенного
укрыться на покой в тихую пристань его монастыря. |
|
|
|
|
Здесь навсегда умолкла его смелая речь. |
|
|
|
|
«Диктуя, пиша, читая», ведя назидательные беседы с
братиею, предаваясь суровым подвигам аскетизма, он дожил здесь последние
годы. |
|
|
|
|
Старческая слабость и потребность примирения с
церковью, сыном которой он хотел остаться, вынудили у него в предсмертных
писаниях ряд отречений от прежних положений: он признал наследственность
Адамова греха, нисхождение на нас спасительной благодати помимо нашей воли,
власть священников — даже недостойных — вязать и решать, «доколе церковь их
не отвергла», равное могущество трех ипостасей и т. д. Клюнийскому аббату
удалось устроить примирение и личное свидание А. с его величайшим
противником, Бернардом Клервоским,— свидание, в котором умирающий лев успел
покорить страстного монаха блеском своей речи и неугасшим талантом личного
очарования. |
|
|
|
|
Но полного мира не было в душе А. и в эти последние
месяцы его жизни. |
|
|
|
|
Его настроение исполнено горечи и разочарования. |
|
|
|
|
«Если зависть,— пишет он незадолго до смерти,— всю
жизнь становилась на пути моих творений и мешала моим изысканиям, все же дух
мой получит свободу. |
|
|
|
|
Последний час мой положит конец ненависти, и в моих
сочинениях каждый найдет то, что нужно для познания... |
|
|
|
|
Всякое знание
есть благо, даже знание зла. |
|
|
|
|
Творить зло — грех, но знать его — благо; иначе как
может Бог быть свободным от зла?» |
|
|
|
|
2 апреля 1142 А. не стало. |
|
|
|
|
Посылая, согласно завещанию А., тело его Элоизе,
клюнийский аббат писал: «Он был твоим, тот, чье имя вечно будут называть с
уважением — Абеляр!..». |
|
|
|
|
Через 13 лет, когда гробницу, хранившую его останки,
снова открыли, чтобы положить в нее тело Элоизы, А. — так гласит легенда —
«открыл объятия, чтобы принять в них супругу». |
|
|
|
|
Останки их после многих странствий в 1817 нашли место
на парижском кладбище Пер-Лашез. |
|
|
|
|
Роман Руссо «Новая Элоиза» оживил популярность старой
любовной драмы. |
|
|
|
|
Женщины доныне украшают свежими цветами гробницу
Абеляра и Элоизы. |
|
|
|
|
Гаусрат так характеризует роль А.: |
|
|
|
|
«Он признал право человеческой мысли на разумную
догму, и борьба его с мистиками была борьбой за человеческий разум, правду и
свободу... |
|
|
|
|
Она была для него тем тяжелее, что он стоял в
церкви, признавал ее правила и рамки и потому все время был стеснен в
пользовании своим оружием и никогда не мог дойти до последних следствий
принятых принципов. |
|
|
|
|
Поэтому в его науке, как и в его жизни, есть нечто
раздвоенное и противоречивое. |
|
|
|
|
Дело для него было бы проще — будь он только
философом. |
|
|
|
|
Но он хотел служить церкви и потому погиб. |
|
|
|
|
Болезнь, которой он болел, была научная теология,
или церковная наука, которая была для науки слишком связана, а для церкви
слишком свободна. |
|
|
|
|
Он хотел дать церкви оружие науки, в котором она не
нуждалась, и, стремясь примирить интересы знания с требованиями церкви и
иерархии, не удовлетворил ни того, ни другого, и менее всего себя самого… |
|
|
|
|
Человеческие недостатки, которые он нашел в
Писании, должны были бы заставить его отвергнуть Библию как верховный
критерий истины, но он признавал ее как таковой. |
|
|
|
|
Из античной философии он вынес тенденцию к
естественной религии, но желание построить христианскую науку разрушило
фундамент его философского мировоззрения» |
|
|
|
|
(Hausrath, Peter Abelard, Lpz., 1893; впоследствии
вошло в серию: его же, Die Weltverbesserer im Mittelalter, пер. на рус. яз.
под заглавием «Средневековые реформаторы», СПб, 1899). |
|
|
|
3 |
Энциклопедия
Кольера ("Мир вокруг нас") |
|
|
|
|
АБЕЛЯР, ПЕТР (ок. 1079–1142), французский философ и теолог-схоласт. |
|
|
|
|
Родился в местечке Ле-Палле (или Пале, от лат.
Palatium) близ Нанта в Бретани и всю свою жизнь провел, переходя из одних
школ и монастырей в другие, почему и был прозван «Палатинским перипатетиком»
(peripateticus Palatinus). |
|
|
|
|
Поначалу Абеляр интересовался преимущественно логикой
и диалектикой, которым обучался у самых знаменитых учителей, в частности – у
Росцелина (представителя номинализма) в Лоше близ Ванна и у Гильома из Шампо
(представителя реализма), возглавлявшего школу при соборе Нотр-Дам в Париже. |
|
|
|
|
Метод Абеляра, впоследствии доведенный до совершенства
в сочинении Да и Нет (Sic et non), давал ему огромное преимущество в спорах,
так что с самого начала он был не столько учеником своих учителей, сколько их
соперником, и последние не без ревности отнеслись к тому, что Абеляр ок. 1101
открыл собственную школу, сначала в Мелёне, а затем в Корбее. |
|
|
|
|
Приступ болезни вынудил Абеляра вернуться в Бретань,
но затем он вновь примкнул к Гильому из Шампо. |
|
|
|
|
Абеляр был весьма честолюбивым юношей и мечтал занять
место учителя, возглавив соборную школу Нотр-Дам, однако в то время об этом
еще не могло быть и речи, и ок. 1108 он начал преподавать независимо
неподалеку от Нотр-Дам, на горе св. Женевьевы; впоследствии его школа
послужила ядром, вокруг которого сформировался Парижский университет. |
|
|
|
|
Абеляр обратился к теологии, которую изучал под
руководством Ансельма Ланского. |
|
|
|
|
Хотя Абеляр был исключительно тонким и искушенным
теологом, его подчеркнутое стремление опираться прежде всего на разум,
готовность рассмотреть любую точку зрения в споре, его тщеславие, а также
неосмотрительность некоторых его формулировок восстановили против него
церковные круги и сделали его уязвимым для обвинений в ереси. В 1113 он все
же возглавил соборную школу Нотр-Дам, хотя и не имел священнического сана. |
|
|
|
|
Абеляр и Элоиза. |
|
|
|
|
Абеляр находился на вершине своей академической
карьеры, когда его внимание привлекла очаровательная племянница каноника
Фульбера – Элоиза. |
|
|
|
|
Абеляр добился у ее дяди разрешения поселиться в их
доме в качестве учителя, после чего без труда завоевал ее чувства. |
|
|
|
|
Абеляр предложил Элоизе вступить в тайный брак,
чтобы смягчить гнев ее родственников. |
|
|
|
|
Элоиза возражала против этого брака – не только
потому, что он помешал бы академической карьере Абеляра, но и потому, что
она, поверив Теофрасту, Сенеке, Цицерону и св. Иерониму, была убеждена
(по-видимому, совершенно искренне), что занятия философией несовместимы с
браком. |
|
|
|
|
Однако Абеляр настоял на своем. |
|
|
|
|
Элоиза уехала в Бретань, где в доме сестры Абеляра
родила ему сына, Астролябия. |
|
|
|
|
Затем она возвратилась в Париж, где Фульбер без
огласки обвенчал их в присутствии лишь необходимых свидетелей. |
|
|
|
|
В это время Абеляру было около сорока, а Элоизе –
восемнадцать лет. |
|
|
|
|
Родственники Элоизы остались недовольны тем, что
брак был заключен тайно, полагая, что это в большей степени спасало карьеру
Абеляра, чем репутацию Элоизы. |
|
|
|
|
И когда Абеляр, желая оградить Элоизу от
постоянных упреков и оскорблений со стороны членов ее семьи, отослал ее в
Аржантей, где в монастыре бенедиктинок она приняла монашеское одеяние (но еще
не пострижение), ее родственники, подкупив слугу, ворвались в жилище Абеляра
и подвергли его оскоплению. |
|
|
|
|
История постигших Абеляра злоключений была рассказана
им в автобиографии История моих бедствий (Historia calamitatum mearum). |
|
|
|
|
Абеляр в бенедиктинском ордене. |
|
|
|
|
После этого Абеляр принял бенедиктинское облачение
и, по-видимому, принес священные обеты в королевском аббатстве Сен-Дени, где
продолжал преподавать. |
|
|
|
|
Однако его недруги, выразив сомнение в
ортодоксальности учения, изложенного в трактате О божественном единстве и
троичности (De unitate et trinitate divina), добились того, что на
Суассонском соборе (1121) этот трактат (но не сам Абеляр) был осужден. |
|
|
|
|
По
приговору собора Абеляр некоторое время пробыл «на исправлении» в аббатстве
св. Медарда, после чего вернулся в Сен-Дени. |
|
|
|
|
Вскоре после этого он навлек на себя немилость
настоятеля аббатства, Адама, выступив с осуждением нерадивости монахов, а
также высмеяв легенду о том, что основателем аббатства был св. Дионисий
Ареопагит, по преданию обращенный в христианство самим апостолом Павлом. |
|
|
|
|
Абеляру пришлось бежать из Сен-Дени, и он нашел
убежище в небольшом монастыре в Шампани, где жил тихой жизнью вплоть до
смерти аббата Адама. |
|
|
|
|
Новый аббат, Сугерий, разрешил Абеляру жить в
монашестве в любом месте по его выбору. Абеляр поселился отшельником в лесах
близ Труа, где устроил часовню, посвященную Параклету (Св. Духу – Утешителю). |
|
|
|
|
В 1125 он неожиданно получил приглашение возглавить
аббатство от монахов Сен-Жильда в Бретани. |
|
|
|
|
Когда монахинь
Аржантея обвинили в несоблюдении устава и они были распущены Святым Престолом
по просьбе аббата Сен-Дени Сугерия, возобновившего давние притязания своего
аббатства на земли этого монастыря, Абеляр предложил Элоизе и ее изгнанным из
обители сестрам поселиться в Параклете. |
|
|
|
|
Письма,
составившие знаменитую Переписку Абеляра и Элоизы, относятся к периоду после
1130, когда Элоиза стала настоятельницей нового женского монастыря в
Параклете. |
|
|
|
|
Эти письма, во многом напоминающие переписку св.
Иеронима с благочестивыми женщинами, духовным наставником которых он был, –
св. Юлией, Евстохией, Марцеллой, Азеллой и Павлой, – свидетельствуют о все
возраставшем стремлении Абеляра к святости и об упорном нежелании Элоизы
отказаться от памяти о своей страстной любви. |
|
|
|
|
Абеляр оказался не тем аббатом, который отвечал вкусам
монахов Сен-Жильда. |
|
|
|
|
Около 1136 Абеляр уже снова преподавал в Париже, где у
него появились такие многообещающие ученики, как Арнольд Брешианский и Иоанн
Солсберийский. |
|
|
|
|
Однако его отношение к консервативным церковным кругам
оставалось по-прежнему враждебным, что побудило Бернара Клервоского
обратиться к французским епископам с предложением наложить запрет на учение
Абеляра. |
|
|
|
|
В результате на поместном Сансском соборе (1141) ряд
тезисов Абеляра был осужден. Теолог обратился непосредственно к Иннокентию II
с тем, чтобы папа сам рассмотрел его дело. |
|
|
|
|
По дороге в Рим он остановился в аббатстве Клюни, где
узнал, что папа утвердил постановления Сансского собора. |
|
|
|
|
Настоятель
Клюнийского аббатства Петр Досточтимый сердечно принял Абеляра, помирил его с
Бернаром Клервоским и добился того, что папа Иннокентий смягчил свое
отношение к Абеляру. Приняв приглашение Петра Досточтимого, Абеляр остался в
Клюни, где провел следующие два года, обучая молодых монахов в школе
аббатства. |
|
|
|
|
Умер Абеляр в возрасте шестидесяти трех лет в обители
Сен-Марселя близ Шалона 11 апреля 1142. |
|
|
|
|
Первоначально Абеляр был погребен в Сен-Марселе,
однако позже его останки были перенесены в Параклет. |
|
|
|
|
В настоящее время останки Абеляра и Элоизы покоятся
под общим надгробием на кладбище Пер-Лашез в Париже. |
|
|
|
|
Учение Абеляра. |
|
|
|
|
Логические сочинения Абеляра – такие, как его
Диалектика, – посвящены прежде всего проблеме универсалий. |
|
|
|
|
Абеляр был убежден, что должен пойти дальше Росцелина,
понимавшего универсалии как «физическую реальность», и обратиться к проблеме
«значений». |
|
|
|
|
Тем не менее он так и не пришел к метафизической
интерпретации проблем логики и не ответил на вопрос, что же является
«значимым» в самих вещах. |
|
|
|
|
В области этики Абеляр был занят прежде всего
обоснованием нравственности и, с присущей ему симпатией к человеческому роду,
усмотрел основу нравственных поступков в согласии человека с совестью и в
чистосердечности намерений. |
|
|
|
|
Основные разногласия между Бернаром Клервоским и
Абеляром были связаны с проблемой благодати. |
|
|
|
|
Первый настаивал на исключительной роли
божественной благодати в спасении человеческой души, второй подчеркивал
значимость индивидуальных усилий. |
|
|
|
|
Возврат к началу досье |
|
|
|
4 |
Лекции по истории философии |
|
|
|
|
ПЬЕР АБЕЛЯР |
|
|
|
|
Наибольшее выражение спор об универсалиях получил в философии
Петра, или Пьера, Абеляра (1079-1142 гг.) |
|
|
|
|
Это была личность трагическая и парадоксальная. |
|
|
|
|
С одной стороны, Абеляр был осужден на двух соборах и обвинен в
ереси, и вполне справедливо, а с другой стороны, даже современные католики
отдают дань уважения этому философу за его мощный и пытливый ум. |
|
|
|
|
Абеляра называли "Сократом средневековья", да и сам
Абеляр считал Сократа своим учителем и старался ему подражать. |
|
|
|
|
История жизни Абеляра описана им самим в книге "История
моих бедствий", где повествуется о гонениях физических и духовных. |
|
|
|
|
Абеляр родился в знатной семье, но отказался от наследства и,
почувствовал неодолимую тягу к философии, поехал учиться к Росцелину, а затем
в Париж, где становится слушателем Гильома из Шампо в епископской школе. |
|
|
|
|
Однако крайний реализм Гильома не удовлетворяет Абеляра, и он
вступает с ним в споры, упрекая его в непоследовательности. |
|
|
|
|
Если индивидуальные вещи существуют только благодаря случайным
свойствам, то непонятно, каким образом вообще возникает сама индивидуальность
данной вещи. |
|
|
|
|
Если реально существуют только общие понятия, то действительные,
материальные вещи должны быть абсолютно похожими одна на другую. |
|
|
|
|
Следовательно, надо признать, что либо реально существуют
индивидуальные вещи, либо за отличия между индивидуальными вещами отвечают
некие общие понятия. |
|
|
|
|
Упрекая Гильома из Шампо за разного рода противоречия, Абеляр
впал в немилость у этого епископа и был изгнан из его школы. |
|
|
|
|
После некоторых скитаний Абеляр организует собственную школу в
пригороде Парижа Милене. |
|
|
|
|
Слава его к этому времени была уже чрезвычайно велика. |
|
|
|
|
Он едет в Париж едет в Париж и уже там, на холме св.Женевьевы,
организует школу, в которую стекается огромное количество студентов. |
|
|
|
|
Впоследствии на основе этой школы возник первый Парижский
университет; сейчас здесь находится знаменитый Латинский квартал. |
|
|
|
|
В 1113 году Абеляр становится учеником Ансельма Ланского, но
также разочаровывается и снова начинает преподавать. Епископ Ансельм Ланский
запрещает Абеляру читать лекции. |
|
|
|
|
К атому времени начинается знаменитый роман Абеляра с Элоизой,
весьма просвещенной девушкой, знавшей многие языки, в том числе и те, которых
не знал сам Абеляр (древнегреческий, древнееврейский). |
|
|
|
|
От этого брака родилась дочь, но родители Элоизы сделали все для
того, чтобы разлучить Пьера и Элоизу. |
|
|
|
|
Несчастные влюбленные принимают постриг и разъезжаются по разным
монастырям. |
|
|
|
|
Но любовь друг к другу они сохраняют до конца своих дней. |
|
|
|
|
После смерти Абеляра Элоиза завещает похоронить себя в одной
могиле с ним, и через 20 лет это завещание было выполнено. |
|
|
|
|
Но разлукой с Элоизой не заканчиваются бедствия Абеляра. |
|
|
|
|
В 1021 г. состоялся собор в Суассоне" на котором, в
частности, разбирался трактат Абеляра "О Божественном единстве и
троичности". |
|
|
|
|
Абеляра обвиняют в ереси и ссылают в другой монастырь с гораздо
более строгим уставом. |
|
|
|
|
Абеляр живет там. |
|
|
|
|
Но друзья покупают ему участок земли, и он строит небольшую
часовню и живет отшельнической жизнью простого монаха. |
|
|
|
|
Ученики его не забывают. |
|
|
|
|
Они строят рядом шалаши, помогают своему учителю возделывать
землю. |
|
|
|
|
Из-за этого Абеляр вновь подвергается гонениям, и он в отчаянии
пишет в "Истории моих бедствий", что мечтает даже уехать к
мусульманам (вероятно, имея в виду Испанию, которая была в это время занята
арабами ), чтобы там спокойно заняться философией. |
|
|
|
|
Однако вместо этого он возвращается в Париж, где опять
преподает. |
|
|
|
|
Популярность его к тому времени становится чрезвычайно большой,
а вместе с популярностью растет и ненависть со стороны правящих епископов. |
|
|
|
|
Бернар, епископ Клерво, созывает новый собор в Сансе в 1140 г.,
и Абеляра осуждают в арианстве и пелагианстве. |
|
|
|
|
Он едет в Рим, к папе, чтобы просить у него защиты, но по дороге
останавливается в монастыре Клюни, где заболевает и умирает. |
|
|
|
|
Работ у Абеляра много. |
|
|
|
|
Наиболее известны его "История моих бедствий",
"Да и нет", "Диалектика ", "Введение в
теологию", "Познай самого себя" (само название говорит об
отношении Абеляра к Сократу ). |
|
|
|
|
Абеляра, конечно, интересовали все вопросы, над которыми билась
схоластическая философия философия того времени, - и вопрос об универсалиях
вопрос, и отношение веры и разума. |
|
|
|
|
В отношении последнего Абеляр утверждал (у него есть небольшая
работа под длинным названием: "Возражение некоему невежде в области
диалектики, который, однако, порицал занятия ею и считал все ее положения за
софизмы и обман"), что все недоумения происходят из-за смешения
философии, т.е. диалектики, и софистики. |
|
|
|
|
Диалектика, т.е. логика, - это наука, имеющая Божественное
происхождение, ибо в Евангелии от Иоанна сказано, что "в начале было
Слово" т.е. Логос. |
|
|
|
|
Поэтому разум и логика священны и имеют Божественное
происхождение. |
|
|
|
|
Более того, читая Евангелие, мы видим, что Иисус Христос не
только произносил проповеди, но и убеждал людей при помощи Своих аргументов,
т.е. прибегал к авторитету разума. |
|
|
|
|
Ссылался Абеляр и на Августина, который говорил о пользе
диалектики, философии и математики для уяснения Св. Писания. |
|
|
|
|
Античная философия, по мнению Абеляра, тоже шла к Богу, и
изобретение Аристотелем диалектики - это самое ценное приобретение
человечества до вочеловечения Иисуса Христа. |
|
|
|
|
Абеляр утверждает, что нужно прежде всего понимать. |
|
|
|
|
Если Ансельм Ансельм Кентерберийский говорил: "Я верую,
чтобы понимать", то Абеляру часто приписывают фразу: "Я понимаю,
чтобы верить". |
|
|
|
|
Любой объект всегда должен быть проверен разумом, и Абеляр
отдает предпочтению знанию перед слепой верой. |
|
|
|
|
В "Диалоге между философом, иудеем и христианином "
Абеляр пишет, что во многих областях знания имеется прогресс, в вере же нет
никакого прогресса, и объясняется это тем, что люди закоснели в своем
незнании и боятся высказать что-то новое, считая, что высказав положение,
которого придерживается большинство, они высказывают истину. |
|
|
|
|
Однако если бы положения веры были исследованы с помощью разума,
то, по Абеляру, можно было бы добиться прогресса и в области веры. |
|
|
|
|
Бернар Клервоский обвинил Абеляра в том, что он осмеивает веру
простых, обсуждает то, о чем отцы Церкви молчали. |
|
|
|
|
В ответ Абеляр пишет работу "Да и нет", где приводит
около 170 цитат из Св. Писания и творений отцов Церкви. |
|
|
|
|
Цитаты эти явно противоречат одна другой, но очевидно, что и
Св.Писание, и творения отцов Церкви
тем не менее являются для всех главными авторитетами. |
|
|
|
|
Следовательно, сами св. отцы показывали нам пример разумного
исследования сложных проблем, не боясь впасть в противоречие с чьим-либо
мнением. |
|
|
|
|
То есть признавая авторитет Св. Писания и отцов Церкви, мы тем
самым признаем и авторитет разума. |
|
|
|
|
Поэтому Св. Писание необходимо исследовать при помощи разума, и
тот, кто читает Библию без знаний в области философии, подобен ослу с лирой,
который считает, что можно играть на этой лире без музыкальной подготовки. |
|
|
|
|
В споре об универсалиях Абеляр занимал позицию умеренного
номинализма, или концептуализма. |
|
|
|
|
Его не устраивал ни крайний номинализм Росцелина, ни крайний
реализм Гильома из Шампо. |
|
|
|
|
Он считал, что понятия существуют, но не отдельно от вещей, в
уме Бога (как говорил Гильом из Шампо ), и это не пустые звуки голоса, как
считал Росцелин. |
|
|
|
|
Понятия существуют, но они существуют в человеческом уме,
который в своей познавательной деятельности извлекает из индивидуальных
предметов то общее, что в них есть. |
|
|
|
|
Это общее, эта абстракция формулируется в нашем уме в виде
понятий, концепций. |
|
|
|
|
Поэтому теория Абеляра и называется концептуализмом, или
умеренным номинализмом, потому что Абеляр считал, что общие понятия
существуют, но не отдельно от вещей, но субъективно в человеческом уме. |
|
|
|
|
В Европе нового времени этот взгляд будет весьма
распространенным. |
|
|
|
|
В своем понимания Бога Абеляр склонялся к пантеизму, утверждая,
в противовес Августину, что Бог в Своей деятельности не произволен, а
необходим. |
|
|
|
|
Бог подчинется законам разума так же, как подчиняется этим
законам и наше собственное познание. |
|
|
|
|
Отличалось от обычного церковного и представление Абеляра о
миссии Иисуса Христа. |
|
|
|
|
В частности, роль Иисуса Христа, по Абеляру, состояла не в
искуплении грехов, а в том, что Он учил людей нравственности. |
|
|
|
|
Грехопадение трактовалось Абеляром тоже по-своему: Адам и Ева
дали нам не способность ко греху, а способность к раскаянию. |
|
|
|
|
Для добрых дел не нужна Божественная благодать. |
|
|
|
|
Наоборот, благодать дается нам за добрые дела. |
|
|
|
|
Человек сам отвечает за все свои дела - и добрые, и злые. |
|
|
|
|
Поступок сам по себе не является ни добрым, ни злым, таковым он
становится из-за намерения совершившего его. |
|
|
|
|
Это намерение может согласовываться или не согласовываться с
убеждениями человека, поэтому доброта или злость поступка не зависят от того,
когда был совершен этот поступок - до Рождества Христова или после. |
|
|
|
|
Поэтому праведники могут быть как до Рождества, так и после. |
|
|
|
|
В качестве примера Абеляр называет Сократа. |
|
|
|
|
Понятно, что в основе этих взглядов Абеляра лежат его
номиналистические представления, потому что, отрицая реально существующую
идею - скажем, идею искупления Иисуса Христа или идею первородного греха, мы
отрицаем и причастность всех людей и искупительной жертве Спасителя, и
первородному греху. |
|
|
|
|
Поэтому из номинализма Абеляра вытекают и его пелагианство, и
его арианство. |
|
|
|
|
Так что обвинения собора были, как видим, достаточно
справедливыми. |
|
|
|
|
Абеляр призывает к веротерпимости, утверждая, что в каждой
религии есть доля истины и даже христианство не обладает всей полнотой
истины. |
|
|
|
|
Всю полноту истины может достичь только философия. |
|
|
|
|
Возврат к началу досье |
|
|
|
|
|
|
|