|
|
(Home) 22 |
|
|
Альберт Великий, Альберт фон Больштедт |
87,9 |
|
|
1193?, 1206?, 1207?
Лауинген – 15.11.1280 Кёльн |
|
|
|
/doctor universalis/,
канонизирован в 1931 г. |
Портрет |
|
|
“Opera omnia”, t. 1 –38 P.,
1890-1899 |
|
|
2 |
Энциклопедия Кольера
("Мир вокруг нас") |
|
|
1 |
Km.ru |
|
|
|
АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (Albertus
Magnus), Альберт фон Больштедт (Albert von Bolstadt) |
|
|
|
(ок. 1193,
Лауинген-на-Донау, Швабия — 15 ноября 1280,Кельн), |
|
|
|
немецкий философ и теолог. |
|
|
|
Старший сын богатого и
знатного герцога. |
|
|
|
Образование, которое он
получал в Падуе, заключалось главным образом в штудировании трудов
Аристотеля. |
|
|
|
Там же в Падуе в 1223
вступил в доминиканский орден. |
|
|
|
С этого момента жизнью
Альберта распоряжались генералы ордена, которые в 1228 принимают решение о
его переезде в Кельн. |
|
|
|
В кельнском университете
Альберт читает лекции (строго следуя Аристотелю) по этике, физике и логике. |
|
|
|
Кроме того, философ
занимается комментированием Священного Писания и «Сентенций» Петра
Ломбардского. |
|
|
|
Его преподавательская
деятельность не огранивалась, однако, только Кельном, он так же много и часто
преподавал во многих городах Франции и Германии (Страсбурге, Регенсбурге,
Париже и др.) |
|
|
|
В 1260 он становится
епископом Регенсбурга. |
|
|
|
Альберт Великий занимался
адаптацией трудов Аристотеля к нуждам современного ему христианства. |
|
|
|
Известны его комментарии к
«Этике», «Физике» и «Политике» Аристотеля. |
|
|
|
Впоследствии эту работу
продолжил его ученик Фома Аквинский. |
|
|
|
К сожалению, Альбертом
Великим не была создана целостная философская система, поскольку большее
внимание уделялось им преподаванию и разработке отдельных, наиболее
заинтересовавших его проблем. |
|
|
|
Одной из таких проблем было
познание. |
|
|
|
Согласно взглядам Альберта
Великого познание осуществляется благодаря взаимодействию чувственного
восприятия и мышления, разум сводится к чувствам и неотделим от них, то есть
от осуществляемого в них процесса. |
|
|
|
Альберт Великий много
сделал для развития науки, резко ограничив ее от теологии. |
|
|
|
Считая, что научное
исследование должно строится главным образом на наблюдении, он написал
двухтомный труд по зоологии, к сожалению, многие из его работ по
естествознанию утрачены. |
|
|
|
Ему принадлежат также
трактаты о минералах. |
|
|
|
Кроме естествознания, он
обладал огромными для того времени познаниями в химии, физике и механике (ему
приписывают создание механических кукол в человеческий рост). |
|
|
|
Эти феноменальные знания и
умения привели к появлению многочисленных средневековых легенд о нем как об
искусном колдуне. |
|
|
|
Просвещенные современники
прозвали его «Doctor universalis». |
|
|
|
Л. Н. Асанов |
|
|
2 |
Энциклопедия Кольера
("Мир вокруг нас") |
|
|
|
АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ, СВ.
(Albertus Magnus) (1193?–1280), |
|
|
|
выдающийся немецкий теолог,
философ и естествоиспытатель. |
|
|
|
Альберт
фон Больштедт (Albert von Bollstadt), сын графа Больштедта, родился в
Лауингене близ Аугсбурга в Швабии. |
|
|
|
|
При жизни его обычно
называли Альбертом Лауингенским или Кёльнским. |
|
|
|
Был воспитан в среде
феодальной аристократии, учился в Падуанском университете, где попал под
влияние Иордана Саксонского, второго магистра-генерала ордена
братьев-проповедников (доминиканцев), который читал проповеди студентам в
конце 1223. |
|
|
|
В возрасте шестнадцати с
половиной лет, несмотря на противодействие отца и друзей, Альберт вступил в
орден братьев-проповедников и обучался в доминиканских школах. |
|
|
|
Свою собственную
преподавательскую деятельность начал в Кёльне в 1228. |
|
|
|
В 1245 уехал из Кёльна в
Париж, где получил степень магистра теологии и возглавил кафедру богословия. |
|
|
|
В это же время начал писать
первые из своих многочисленных трудов по естествознанию, метафизике, логике,
этике, экзегезе Св. Писания и теологии. |
|
|
|
В 1248 Альберт возвратился
в Кёльн, где преподавал философию и теологию вновь принятым членам ордена в
Studium generale - доминиканской школе, только что основанной в этом городе. |
|
|
|
Там одним из его учеников
стал Фома Аквинский. |
|
|
|
Во время поездки на юг
Италии Альберт обнаружил рукопись трактата Аристотеля О движении животных (De
motibus animalium) и составил к нему комментарий. |
|
|
|
В 1260 Альберт стал
епископом Регенсбургским, однако в 1262 сложил с себя епископский сан и
вернулся к преподаванию. |
|
|
|
В 1277 отправился в Париж,
где выступил в защиту Фомы Аквинского от обвинений парижского епископа
Тампье, по мнению которого 219 тезисов Фомы свидетельствовали в пользу учения
латинских аверроистов о превосходстве философии над теологией. |
|
|
|
Хотя церковь враждебно
относилась к философам и аристотелизму, Альберт многое сделал для
популяризации сочинений Аристотеля. |
|
|
|
Им написаны комментарии к
большинству сочинений Аристотеля; Альберт – не простой толкователь, но
философ и богослов, разъясняющий и дополняющий сочинения Аристотеля и в то же
время исправляющий их для приведения в согласие с христианским вероучением. |
|
|
|
Умер Альберт в возрасте 74
лет в Кёльне 15 ноября 1280. (Тогда родился в 1206? А.Б,) |
|
|
|
Альберт был беатифицирован
в 1622, а затем канонизирован и причислен к учителям церкви папой Пием XI в
1931. |
|
|
|
День памяти святого 15
ноября. |
|
|
|
Критическое издание его
трудов осуществлено в Кёльне (1951–1971). |
|
|
|
Возврат в начало досье |
|
|
|
|
|
|