|
|
16 |
|
|
Александер (Alexander) Сэмюэл |
79,7 |
|
|
6.1.1859, Сидней –
13.9.1938, Манчестер |
Неореализм |
|
|
Концепція nisus-a (порыв)
как дух. источника направл. Эволюцию |
Портрет |
|
|
“Space, time and deity”, v.
1-2, L., 1927 |
|
|
|
“Beauty and other forms of
value ”, 1933 |
|
|
|
Моральный миропорядок и
прогресс: анализ этических концепций |
|
|
|
(Moral Order and Progress:
An Analysis of Ethical Conceptions, 1889), |
|
|
|
Искусство и прекрасное в
материальном мире (Art and Material Beauty, 1925) |
|
|
1 |
Km.ru |
|
|
|
АЛЕКСАНДЕР Сэмюэл
(1859-1938), |
|
|
|
английский философ,
представитель неореализма, один из основателей теории эмерджентной эволюции. |
|
|
2 |
Энциклопедия Кольера
("Мир вокруг нас") |
|
|
|
АЛЕКСАНДЕР, СЭМЮЭЛ
(Alexander, Samuel) (1859–1938), |
|
|
|
британский философ, родился
в Сиднее (Австралия) 6 января 1859. |
|
|
|
Получил образование в
Уэсли-колледже в Мельбурне, а затем в Мельбурнском университете; в 1877
получил стипендию Бейллиол-колледжа Оксфордского университета. |
|
|
|
С 1882 по 1893 член совета
Линкольн-колледжа Оксфордского университета, с 1893 профессор философии
Оуэнс-колледжа в Манчестере (впоследствии Университет королевы Виктории в
Манчестере, или Манчестерский университет). |
|
|
|
В 1890–1891 стажировался в
Германии у Г.Мюнстерберга. |
|
|
|
В 1916–1918 прочитал цикл
«гиффордовских» лекций в университете Глазго. |
|
|
|
Вышел в отставку в 1924. |
|
|
|
Умер Александер в Манчестере
(Англия) 13 сентября 1938. |
|
|
|
Главный труд Александера –
Пространство, время и божество (Space, Time and Deity, 1920), одна из самых
оригинальных и абстрактных систем в истории британской философии 20 в. |
|
|
|
В анализе познания
Александер занимал позицию реализма; как натуралист он утверждал, что
сознание, ценности и божество происходят из мира пространственно-временных
событий и целиком ему принадлежат. |
|
|
|
Александер критиковал
взгляды А.Бергсона, который, с его точки зрения, недооценивал роль
пространства. |
|
|
|
Вселенная есть эволюционный
процесс, начинающийся с чистого пространства-времени, «матрицы» (или матриц)
всех вещей и событий, но одновременно и «чистого движения», и проходящий
через последовательно восходящие уровни материи, жизни и разума к еще более высоким
качественным ступеням существования (синтезам). |
|
|
|
Эту эволюцию Александер
называл «эмерджентной» (скачкообразной): на каждой новой ступени становления
возникают новые эмпирические качества – как результат достижения определенной
степени сложности на предшествующем уровне существования пространства-времени,
или движения. |
|
|
|
Так, умственная деятельность
имеет уникальный характер, обладая отличительным качеством «осознания»;
организм, в котором развивается осознание как эмерджентное качество, есть в
конечном счете чистое пространство-время на особой, и ни в коем случае не последней,
стадии эволюционного развития. |
|
|
|
Познавательное отношение,
которое идеалисты считали необъяснимым в терминах натурализма, есть особый
способ «совместного» (не обязательно одновременного) пребывания вещей в
пространстве-времени, когда одна из них является живым организмом, обладающим
особым качеством – «осознанием»; это бытие «радостно» ощущает свое
присутствие среди других вещей и событий и собственный ментальный акт. |
|
|
|
Познание есть «порыв»,
«волевое движение», ответ на существование объекта, а не собственно
когнитивный акт, для которого характерно раздвоение на субъект и объект. |
|
|
|
Содержанием ментального акта
выступают свойства самого ментального акта как процесса – его интенсивность и
направленность. |
|
|
|
Человеческие ценности –
красота, добро и истина – являются производными, «третичными» качествами (в
отличие от первичных, вроде размеров и формы, и вторичных, вроде цвета и
запаха), т.е. качествами, которые вещи обретают только тогда, когда они
находятся в связи с разумными существами или субъектами сознания того или
иного рода, имеющими в виду некие социальные цели, наслаждение или идеи. |
|
|
|
Эти ценности возникают как
реальные свойства Вселенной, однако они не существовали бы, если бы сознание
не смешало («амальгамировало») себя таким способом со своими объектами. |
|
|
|
Особое место в системе
Александера занимает понятие «божества». |
|
|
|
С его точки зрения, нет
оснований верить, что оно будет венцом эволюции, ибо можно ожидать
возникновения еще более высоких качеств на восходящей эволюционной лестнице. |
|
|
|
Более того, «божество есть
следующее более высокое качество по отношению к самому высокому из
известных»; так, сознание есть божество для более низкого уровня – жизни и
т.д. |
|
|
|
Божество – качество будущего
уровня бытия; человек ощущает «порыв» (nisus) к его возникновению в виде
особой эмердженции. |
|
|
|
Более фундаментальным
объектом религиозного «ответа» следует считать саму Вселенную, весь
пространственно-временной континуум, последовательно производящий каждое
новое возникающее бытие (эмердженцию) и движущийся дальше к новым уровням
творения. |
|
|
|
Среди трудов Александера –
Моральный миропорядок и прогресс: анализ этических концепций |
|
|
|
(Moral Order and Progress:
An Analysis of Ethical Conceptions, 1889), |
|
|
|
Искусство и прекрасное в
материальном мире (Art and Material Beauty, 1925) |
|
|
|
Прекрасное и другие формы
ценности (Beauty and Other Forms of Value, 1933). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|