|
|
25 |
|
|
Анаксагор из Клазомен |
72,0 |
|
|
Ок.500 – 428 до н.э |
Афинская шк. |
|
|
Идея нуса
(ума) Первым обьяснил солнечные и лунные
затмения. |
Портрет |
|
|
Фрагменты “DK II”, 5 –44
(Сохранились 20 фрагм.) |
|
|
3 |
Энциклопедия Кольера
("Мир вокруг нас") |
|
|
2 |
Энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона, 1890 – 1907) |
|
|
1 |
Km.ru |
|
|
|
АНАКСАГОР из Клазомен в М.
Азии (ок. 500-428 до н. э.), |
|
|
|
древнегреческий философ. |
|
|
|
Выдвинул учение о
неразрушимых элементах — «семенах» вещей (позже названных гомеомериями). |
|
|
|
Движущий принцип мирового
порядка — ум (нус ), организующий
элементы. |
|
|
2 |
Энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона, 1890 – 1907) |
|
|
|
Анаксагор — один из самых
выдающихся ионийских философов, |
|
|
|
сын богатых и знатных
родителей, род. в Клазомене около 500 до Р. X. |
|
|
|
С ранних лет он отказался от
удовольствий, на которые мог рассчитывать по своему богатству, и
пристрастился к философии. |
|
|
|
Привлеченный кипучей
умственной жизнью Афин, начавшейся после блестящих побед над персами,
45-летний А. переселился туда, вступил в близкие сношения с Периклом и первый
стал излагать философию в общедоступной форме. |
|
|
|
Кроме самого Перикла, его
учениками были Фукидид, физик Архелай и Эврипид. |
|
|
|
Стараясь объяснять
естественными причинами такие явления, как солнечное и лунное затмение,
землетрясения и. т. п.) он навлек на себя обвинение в оскорблении богов. |
|
|
|
Его судили и приговорили к
смерти, от которой спасло его только Красноречие Перикла. |
|
|
|
Смертный приговор заменен
был изгнанием. |
|
|
|
А. поселился в Лампсаке, где
и умер в 428. |
|
|
|
«Не я потерял Афины, а
афиняне потеряли меня» |
|
|
|
гордо говорил он. |
|
|
|
В противоположность элеатам,
для объяснения бесконечного разнообразия видимых явлений, он принимал не одну
первичную стихию, в роде воды, воздуха или огня, а бесчисленное множество
бесконечно малых первичных материальных частичек, омфомерий (однородных частичек),
которые не созданы и не могут ни разрушаться, ни переходить друг в друга. |
|
|
|
Но за такие первичные
стихии, из которых состоят все вещи, он признавал не эмпедокловы элементы, а
основные, первобытные тельца, отличающиеся друг от друга по своим качествам и
однородные тела, которые из них образуются. |
|
|
|
Впрочем, омфомерии А. не
похожи и на атомы в нашем смысле, т. е. на простые химические тела, потому
что в числе их у него приведены, между прочим, мясо, дерево и т. п. |
|
|
|
Омфомерии, сами по себе
лишенные движения, были первоначально выведены из покойного, хаотического
состояния другим, тоже вечным, материально мыслимым началом—разумом (nouV,
ум), и этим движением, отделением разнородного и соединением однородного, был
создан мир. |
|
|
|
А. учил, что в каждой
отдельной вещи содержится часть всего, и что одна вещь отличается от другой
только преобладанием какого-нибудь одного первоначального вещества. |
|
|
|
Разум же остается чистым и
несмешанным с остальной материей, определяя и проникая собою все вещи, как
начало жизни. |
|
|
|
Благодаря этому признанию
духовного начала, многие считали А. за первого деиста между философами, но
напрасно, потому что в его духовном начале нет и помину о личности и
бестелесности. |
|
|
|
Отрывки его сочинений
собраны Шаубахом (Лейпц., 1827) и Шорном (Бонн, 1829). |
|
|
|
См. Брейер, «Die Philosophie
des A.» (Берл., 1840), |
|
|
|
Зевор, «Dissertation sur la
vie et la doctrine d'A.», (Пap., 1843); |
|
|
|
К. Гоффман, «Ober die
Gottesidee des A., Sokrates una Platon», (Вюрцб., 1860); |
|
|
|
Гладиш, «A. und die
Israeliten», (Лейпц., 1864). |
|
|
|
П. Г. Редкина, «Из лекций по
истории философии права» (Т. II, Спб., 1889, стр. 251—293). |
|
|
3 |
Энциклопедия Кольера
("Мир вокруг нас") |
|
|
|
АНАКСАГОР (ок. 500 – ок. 428
до н.э.), |
|
|
|
древнегреческий
философ-досократик, родился в Клазоменах в Малой Азии. |
|
|
|
В молодости (в 480 до н.э.,
возможно, с войском Ксеркса) прибыл в Афины. |
|
|
|
Анаксагор не только
распространял здесь свое учение, но вошел в группу окружавших Перикла
интеллектуалов и оказал влияние на личность и воззрения этого
государственного деятеля. |
|
|
|
В 450 или 432 до н.э.
Анаксагор был обвинен в неблагочестии, но с помощью Перикла ему удалось
бежать в Лампсак в Малой Азии, где он продолжал проповедовать свое учение до
конца своих дней и умер, окруженный всеобщим уважением. |
|
|
|
Как и другие представители
ионийской школы, Анаксагор занимался астрономией и биологией, а также
историей, политикой и, возможно, географией. |
|
|
|
Он утверждал, что Солнце –
это раскаленный докрасна камень, «размером превосходящий Пелопоннес», лунный
свет рассматривал как отражение солнечного. |
|
|
|
Земля, по мнению Анаксагора,
представляет собой плоский диск; упорядоченный космос возник из
первоначального хаоса, причем жизнь зародилась во влаге. |
|
|
|
Анаксагор считал, что все
формы органической жизни обладают душой и в различной степени причастны
космическому разуму, а восприятие возникает вследствие возбуждения органов
чувств. |
|
|
|
Концепции такого рода были
характерны для ионийской школы в целом, однако метафизика Анаксагора
содержала новый отправной пункт: разделяя убеждение Эмпедокла, что физический
мир представляет собой «смесь», Анаксагор пришел к выводу, что этой «смесью»
управляет множество пропорций, и именно различием в них определяются различия
в физических вещах. |
|
|
|
Кроме того, у элеатов он
позаимствовал принцип бесконечной делимости и, следовательно, неделимости;
эта теория предполагала существование материального континуума, первоначально
однородной смеси, впоследствии разделившейся, где пропорции всех вещей постоянно
меняются, а сами вещи так и не достигают полного отделения друг от друга. |
|
|
|
Вещи нельзя разделить,
«словно разрубив топором», и потому «во всем есть частица всего». |
|
|
|
Силу, управляющую
космическим процессом, Анаксагор именует нусом (умом), причем нус у него не
только начинает космическое вращение, но знает все вещи и их упорядочивает. |
|
|
|
ЛИТЕРАТУРА |
|
|
|
Рожанский И.Д. Анаксагор.
М., 1983 |
|
|
|
Фрагменты ранних греческих
философов, ч. 1. М., 1989 |
|
|
|
Возврат
в начало досье |
|
|
|
|
|
|