25  
  Анаксагор из Клазомен 72,0  
  Ок.500 – 428 до н.э Афинская шк.  
  Идея нуса (ума) Первым обьяснил солнечные и лунные затмения. Портрет  
  Фрагменты “DK II”, 5 –44 (Сохранились 20 фрагм.)    
3 Энциклопедия Кольера ("Мир вокруг нас")    
2 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, 1890 – 1907)    
1 Km.ru    
  АНАКСАГОР из Клазомен в М. Азии (ок. 500-428 до н. э.),    
  древнегреческий философ.    
  Выдвинул учение о неразрушимых элементах — «семенах» вещей (позже названных гомеомериями).    
  Движущий принцип мирового порядка — ум (нус  ), организующий элементы.    
2 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, 1890 – 1907)    
  Анаксагор — один из самых выдающихся ионийских философов,    
  сын богатых и знатных родителей, род. в Клазомене около 500 до Р. X.    
  С ранних лет он отказался от удовольствий, на которые мог рассчитывать по своему богатству, и пристрастился к философии.    
  Привлеченный кипучей умственной жизнью Афин, начавшейся после блестящих побед над персами, 45-летний А. переселился туда, вступил в близкие сношения с Периклом и первый стал излагать философию в общедоступной форме.    
  Кроме самого Перикла, его учениками были Фукидид, физик Архелай и Эврипид.    
  Стараясь объяснять естественными причинами такие явления, как солнечное и лунное затмение, землетрясения и. т. п.) он навлек на себя обвинение в оскорблении богов.    
  Его судили и приговорили к смерти, от которой спасло его только Красноречие Перикла.    
  Смертный приговор заменен был изгнанием.    
  А. поселился в Лампсаке, где и умер в 428.    
  «Не я потерял Афины, а афиняне потеряли меня»    
  гордо говорил он.    
  В противоположность элеатам, для объяснения бесконечного разнообразия видимых явлений, он принимал не одну первичную стихию, в роде воды, воздуха или огня, а бесчисленное множество бесконечно малых первичных материальных частичек, омфомерий (однородных частичек), которые не созданы и не могут ни разрушаться, ни переходить друг в друга.    
  Но за такие первичные стихии, из которых состоят все вещи, он признавал не эмпедокловы элементы, а основные, первобытные тельца, отличающиеся друг от друга по своим качествам и однородные тела, которые из них образуются.    
  Впрочем, омфомерии А. не похожи и на атомы в нашем смысле, т. е. на простые химические тела, потому что в числе их у него приведены, между прочим, мясо, дерево и т. п.    
  Омфомерии, сами по себе лишенные движения, были первоначально выведены из покойного, хаотического состояния другим, тоже вечным, материально мыслимым началом—разумом (nouV, ум), и этим движением, отделением разнородного и соединением однородного, был создан мир.    
  А. учил, что в каждой отдельной вещи содержится часть всего, и что одна вещь отличается от другой только преобладанием какого-нибудь одного первоначального вещества.    
  Разум же остается чистым и несмешанным с остальной материей, определяя и проникая собою все вещи, как начало жизни.    
  Благодаря этому признанию духовного начала, многие считали А. за первого деиста между философами, но напрасно, потому что в его духовном начале нет и помину о личности и бестелесности.    
  Отрывки его сочинений собраны Шаубахом (Лейпц., 1827) и Шорном (Бонн, 1829).    
  См. Брейер, «Die Philosophie des A.» (Берл., 1840),    
  Зевор, «Dissertation sur la vie et la doctrine d'A.», (Пap., 1843);    
  К. Гоффман, «Ober die Gottesidee des A., Sokrates una Platon», (Вюрцб., 1860);    
  Гладиш, «A. und die Israeliten», (Лейпц., 1864).    
  П. Г. Редкина, «Из лекций по истории философии права» (Т. II, Спб., 1889, стр. 251—293).    
3 Энциклопедия Кольера ("Мир вокруг нас")    
  АНАКСАГОР (ок. 500 – ок. 428 до н.э.),    
  древнегреческий философ-досократик, родился в Клазоменах в Малой Азии.    
  В молодости (в 480 до н.э., возможно, с войском Ксеркса) прибыл в Афины.    
  Анаксагор не только распространял здесь свое учение, но вошел в группу окружавших Перикла интеллектуалов и оказал влияние на личность и воззрения этого государственного деятеля.    
  В 450 или 432 до н.э. Анаксагор был обвинен в неблагочестии, но с помощью Перикла ему удалось бежать в Лампсак в Малой Азии, где он продолжал проповедовать свое учение до конца своих дней и умер, окруженный всеобщим уважением.    
  Как и другие представители ионийской школы, Анаксагор занимался астрономией и биологией, а также историей, политикой и, возможно, географией.    
  Он утверждал, что Солнце – это раскаленный докрасна камень, «размером превосходящий Пелопоннес», лунный свет рассматривал как отражение солнечного.    
  Земля, по мнению Анаксагора, представляет собой плоский диск; упорядоченный космос возник из первоначального хаоса, причем жизнь зародилась во влаге.    
  Анаксагор считал, что все формы органической жизни обладают душой и в различной степени причастны космическому разуму, а восприятие возникает вследствие возбуждения органов чувств.    
  Концепции такого рода были характерны для ионийской школы в целом, однако метафизика Анаксагора содержала новый отправной пункт: разделяя убеждение Эмпедокла, что физический мир представляет собой «смесь», Анаксагор пришел к выводу, что этой «смесью» управляет множество пропорций, и именно различием в них определяются различия в физических вещах.    
  Кроме того, у элеатов он позаимствовал принцип бесконечной делимости и, следовательно, неделимости; эта теория предполагала существование материального континуума, первоначально однородной смеси, впоследствии разделившейся, где пропорции всех вещей постоянно меняются, а сами вещи так и не достигают полного отделения друг от друга.    
  Вещи нельзя разделить, «словно разрубив топором», и потому «во всем есть частица всего».    
  Силу, управляющую космическим процессом, Анаксагор именует нусом (умом), причем нус у него не только начинает космическое вращение, но знает все вещи и их упорядочивает.    
  ЛИТЕРАТУРА    
  Рожанский И.Д. Анаксагор. М., 1983    
  Фрагменты ранних греческих философов, ч. 1. М., 1989    
  Возврат в начало досье    


Используются технологии uCoz