|
|
(Home) 26 |
|
|
Анаксимандр из Милета |
70,0 |
|
|
610 – ок.540 до н.э. |
2 милетец |
|
|
Основоположник
геоцентризма, идея происхождения человека от животных. Первая формулировка
закона сохранения материи |
Портрет |
|
|
“О природе” (Сохранился
один фрагмент – DK 1, 81-90) |
|
|
3 |
Энциклопедия Кольера
("Мир вокруг нас") |
|
|
2 |
Энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона, 1890 – 1907) |
|
|
1 |
Km.ru |
|
|
|
АНАКСИМАНДР (ок. 610 —
после 547 до н. э.), |
|
|
|
древнегреческий философ,
представитель милетской школы, автор первого философского сочинения на
греческом языке «О природе». |
|
|
|
Ученик Фалеса. |
|
|
|
Создал геоцентрическую
модель космоса, первую географическую карту. |
|
|
|
Высказал идею о
происхождении человека «от животного другого вида» (рыб). |
|
|
2 |
Энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона, 1890 – 1907) |
|
|
|
Анаксимандр (греч.) —
математик и философ, |
|
|
|
сын Праксиада, род. в
Милете 611, умер 546 до P. X. |
|
|
|
Между всеми греческими
мыслителями древнейшего периода, ионийскими натурфилософами, он в самом
чистом виде воплотил в себе их спекулятивное стремление познать происхождение
и начало всего сущего. |
|
|
|
Но между тем, как другие
ионийцы за такое начало признавали ту или другую физическую стихию, воду,
воздух и т. п. А. учил, что первоначальной основой всякого бытия есть
безграничное (toapeiron, бесконечное), вечным движением которого выделились
первичные противоположности тепла и холода, сухости и влага и к которому все
опять возвращается. |
|
|
|
Творение есть разложение
бесконечного. |
|
|
|
По его представлению, это
бесконечное постоянно выделяет из себя и постоянно же воспринимает известные,
неизменные стихии, так что части целого вечно изменяются, тогда как целое
остается неизменным. |
|
|
|
Этим переходом от
определенности материального объяснения вещей к отвлеченному представлению А.
выступает из рядов ионийских натурфилософов. |
|
|
|
См. Сейдел, «Der
Fortschritt der Metaphysik unter den altestenjon. Philosophen», (Лейпциг,
1861). |
|
|
|
Как собственно он
пользовался своей гипотезой для объяснения происхождения отдельных вещей, об
этом имеются лишь отрывочные сведения. |
|
|
|
Холод, в соединении с
влагою и сухостью, образовал землю, имеющую форму цилиндра, основание
которого относится к высоте как 3:1, и занимающую центр вселенной. |
|
|
|
Солнце находится в высшей
небесной сфере, больше земли в 28 раз и представляет полый цилиндр, из
которого изливаются огненные потоки; когда отверстие закроется, происходить
затмение. |
|
|
|
Луна тоже цилиндр и в 19
раз больше земли; при наклонном положении ее получаются лунные фазы, а
затмение происходит тогда, когда она совсем перевернется. |
|
|
|
А. первый в Греции указал
на наклонение эклиптики и изобрел солнечные часы, при помощи которых
определял линии равноденствия и солнечные повороты. |
|
|
|
Ему приписывают также
составление первой географической карты Греции и изготовление небесного
глобуса, которым он пользовался для объяснения своей системы вселенной. |
|
|
|
См. Шлейермахер, «Uber А.»,
(Берл., 1815). |
|
|
|
О близкой связи его
космогонии с восточными умозрениями см. Бюсген, «Uber das apeiron des A.»,
(Висбад., 1867). |
|
|
|
П. Г. Редкина, «Из лекций
по истории философии права». |
|
|
3 |
Энциклопедия Кольера
("Мир вокруг нас") |
|
|
|
АНАКСИМАНДР (расцвет
деятельности 570–560 до н.э.), |
|
|
|
древнегреческий философ,
уроженец Милета, соотечественник и ученик Фалеса. |
|
|
|
Анаксимандр составил
знаменитый чертеж мира и, возможно, познакомил Грецию с изобретенным в
Вавилоне гномоном, прибором для определения наклона эклиптики к экватору. |
|
|
|
Как и Фалес, Анаксимандр
пытался дать единое объяснение всех вещей, для чего избрал не один из
элементов, а общее начало, из которого путем дифференциации мог развиться
весь мир. |
|
|
|
Это начало Анаксимандр
назвал «апейрон» («неопределенное»), вероятно, из-за его безграничной
протяженности и невозможности отождествить (как «воду» Фалеса) с каким-то
определенным веществом в уже существующем мире. |
|
|
|
Анаксимандр характеризовал
свой «апейрон» как «вечный и нестареющий», а также «окружающий» бесчисленные
миры и «управляющий» ими. |
|
|
|
Всякий мир является местом,
где пары противоположных по сути стихий (такие, как дождь и засуха) «платят
друг другу пеню и воздаяние за свою несправедливость в соответствии с
приговором времени». |
|
|
|
Анаксимандр полагал, что в
начале мира в «апейроне» каким-то образом выделилось ядро, породившее огонь и
темный туман. |
|
|
|
Затем туман отвердел, и из
него сформировалась Земля. |
|
|
|
Окружающий ее огонь
порвался на части и превратился в небесные тела, которые на самом деле суть
опоясывающие Землю огненные колеса – свет каждого из них прорывается сквозь
отверстие в окутывающем колесо тумане. |
|
|
|
Земля представлялась
Анаксимандру низким и широким цилиндром, плоским сверху, пребывающим на одном
месте благодаря равной удаленности от всех вещей (т.е., вероятно, от огненных
колес небесных тел). |
|
|
|
(Это объяснение,
свидетельствующее о богатстве воображения, не устроило еще одного уроженца
Милета – Анаксимена, преемника Анаксимандра, который утверждал, что Земля
держится на основном элементе, которым он считал воздух.) |
|
|
|
Столь же изобретательной и
дерзновенной была предложенная Анаксимандром гипотеза о происхождении живых
существ: они зародились в первичной грязи от солнечного тепла и появились на
суше, высвободившись из панциря, делавшего их похожими на морских ежей. |
|
|
|
Что касается человека, то
он развился до зрелости внутри рыбы. |
|
|
|
ЛИТЕРАТУРА |
|
|
|
Фрагменты ранних греческих
философов, ч. 1. М., 1989 |
|
|
|
Толорайя Н.Б. Апейрон, или
Нематериальная Вселенная Анаксимандра. М., 1991 |
|
|
|
Возврат
в начало досье |
|
|
|
|
|
|