(Home) 26  
  Анаксимандр из Милета 70,0  
  610 – ок.540 до н.э. 2 милетец  
  Основоположник геоцентризма, идея происхождения человека от животных. Первая формулировка закона сохранения материи Портрет  
  “О природе” (Сохранился один фрагмент – DK  1, 81-90)    
3 Энциклопедия Кольера ("Мир вокруг нас")    
2 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, 1890 – 1907)    
1 Km.ru    
  АНАКСИМАНДР (ок. 610 — после 547 до н. э.),    
  древнегреческий философ, представитель милетской школы, автор первого философского сочинения на греческом языке «О природе».    
  Ученик Фалеса.    
  Создал геоцентрическую модель космоса, первую географическую карту.    
  Высказал идею о происхождении человека «от животного другого вида» (рыб).    
2 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, 1890 – 1907)    
  Анаксимандр (греч.) — математик и философ,    
  сын Праксиада, род. в Милете 611, умер 546 до P. X.    
  Между всеми греческими мыслителями древнейшего периода, ионийскими натурфилософами, он в самом чистом виде воплотил в себе их спекулятивное стремление познать происхождение и начало всего сущего.    
  Но между тем, как другие ионийцы за такое начало признавали ту или другую физическую стихию, воду, воздух и т. п. А. учил, что первоначальной основой всякого бытия есть безграничное (toapeiron, бесконечное), вечным движением которого выделились первичные противоположности тепла и холода, сухости и влага и к которому все опять возвращается.    
  Творение есть разложение бесконечного.    
  По его представлению, это бесконечное постоянно выделяет из себя и постоянно же воспринимает известные, неизменные стихии, так что части целого вечно изменяются, тогда как целое остается неизменным.    
  Этим переходом от определенности материального объяснения вещей к отвлеченному представлению А. выступает из рядов ионийских натурфилософов.    
  См. Сейдел, «Der Fortschritt der Metaphysik unter den altestenjon. Philosophen», (Лейпциг, 1861).    
  Как собственно он пользовался своей гипотезой для объяснения происхождения отдельных вещей, об этом имеются лишь отрывочные сведения.    
  Холод, в соединении с влагою и сухостью, образовал землю, имеющую форму цилиндра, основание которого относится к высоте как 3:1, и занимающую центр вселенной.    
  Солнце находится в высшей небесной сфере, больше земли в 28 раз и представляет полый цилиндр, из которого изливаются огненные потоки; когда отверстие закроется, происходить затмение.    
  Луна тоже цилиндр и в 19 раз больше земли; при наклонном положении ее получаются лунные фазы, а затмение происходит тогда, когда она совсем перевернется.    
  А. первый в Греции указал на наклонение эклиптики и изобрел солнечные часы, при помощи которых определял линии равноденствия и солнечные повороты.    
  Ему приписывают также составление первой географической карты Греции и изготовление небесного глобуса, которым он пользовался для объяснения своей системы вселенной.    
  См. Шлейермахер, «Uber А.», (Берл., 1815).    
  О близкой связи его космогонии с восточными умозрениями см. Бюсген, «Uber das apeiron des A.», (Висбад., 1867).    
  П. Г. Редкина, «Из лекций по истории философии права».    
3 Энциклопедия Кольера ("Мир вокруг нас")    
  АНАКСИМАНДР (расцвет деятельности 570–560 до н.э.),    
  древнегреческий философ, уроженец Милета, соотечественник и ученик Фалеса.    
  Анаксимандр составил знаменитый чертеж мира и, возможно, познакомил Грецию с изобретенным в Вавилоне гномоном, прибором для определения наклона эклиптики к экватору.    
  Как и Фалес, Анаксимандр пытался дать единое объяснение всех вещей, для чего избрал не один из элементов, а общее начало, из которого путем дифференциации мог развиться весь мир.    
  Это начало Анаксимандр назвал «апейрон» («неопределенное»), вероятно, из-за его безграничной протяженности и невозможности отождествить (как «воду» Фалеса) с каким-то определенным веществом в уже существующем мире.    
  Анаксимандр характеризовал свой «апейрон» как «вечный и нестареющий», а также «окружающий» бесчисленные миры и «управляющий» ими.    
  Всякий мир является местом, где пары противоположных по сути стихий (такие, как дождь и засуха) «платят друг другу пеню и воздаяние за свою несправедливость в соответствии с приговором времени».    
  Анаксимандр полагал, что в начале мира в «апейроне» каким-то образом выделилось ядро, породившее огонь и темный туман.    
  Затем туман отвердел, и из него сформировалась Земля.    
  Окружающий ее огонь порвался на части и превратился в небесные тела, которые на самом деле суть опоясывающие Землю огненные колеса – свет каждого из них прорывается сквозь отверстие в окутывающем колесо тумане.    
  Земля представлялась Анаксимандру низким и широким цилиндром, плоским сверху, пребывающим на одном месте благодаря равной удаленности от всех вещей (т.е., вероятно, от огненных колес небесных тел).    
  (Это объяснение, свидетельствующее о богатстве воображения, не устроило еще одного уроженца Милета – Анаксимена, преемника Анаксимандра, который утверждал, что Земля держится на основном элементе, которым он считал воздух.)    
  Столь же изобретательной и дерзновенной была предложенная Анаксимандром гипотеза о происхождении живых существ: они зародились в первичной грязи от солнечного тепла и появились на суше, высвободившись из панциря, делавшего их похожими на морских ежей.    
  Что касается человека, то он развился до зрелости внутри рыбы.    
  ЛИТЕРАТУРА    
  Фрагменты ранних греческих философов, ч. 1. М., 1989    
  Толорайя Н.Б. Апейрон, или Нематериальная Вселенная Анаксимандра. М., 1991    
  Возврат в начало досье    


Используются технологии uCoz