30  
  Ансельм (Anselm) Кентерберийский 76,4  
  1033, Аоста, Италия – 21.4.1109, Кентерберн, Англия Теорационализм  
  “Не ищу уразуметь, дабы уверовать, но верую дабы уразуметь” Портрет  
  “Почему Бог вочеловечился?”    
  Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М., 1995    
3 Энциклопедия Кольера ("Мир вокруг нас")    
2 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, 1890 – 1907)    
1 Km.ru    
  АНСЕЛЬМ Кентерберийский (Anselm of Canterbury)    
  (1033 / 1034, Аоста, Ломбардия, Италия — 21 апреля 1109,    
  Кентербери, Англия), философ и теолог, выдающийся представитель схоластики.    
  Родился в знатной семье, отец — ломбардец, мать происходила из родовитой и состоятельной бургундской фамилии.    
  Получил прекрасное классическое образование, отец прочил Ансельму политическое будущее.    
  Покинув дом после трагической смерти матери, Ансельм принял постриг и много странствовал, пока не остановился в бенедиктинском монастыре Ле Бек в Нормандии.    
  В 1063 он становится приором (настоятелем) этого монастыря.    
  С 1093 Ансельм – архиепископ Кентерберийский.    
  На посту архиепископа он боролся за большую независимость англиканской церкви от власти папы и короля.    
  Из-за своей жесткой позиции в этом вопросе большая часть его архиепископства прошла в ссылке на материке.    
  Ансельм был одним из первых крупных философов Средневековья и по праву считается «отцом схоластики».    
  Он одним из первых признал возможность использования философии в богословии, правда, с некоторыми оговорками.    
  Занимаясь решением очень популярной в средние века и новое время проблемы соотношения веры и разума, он пришел к выводу что, познание христианина начинается с акта веры: факты, которые, он хочет познать даны в Откровении.    
  То есть, христианину требуется не понимать, чтобы верить, но верить, чтобы понимать.    
  Однако богословие может воспользоваться разумом, чтобы лучше понять то, во что он верит.    
  Огромное влияние на взгляды философа оказал Августин, однако большее внимание, в отличие от последнего, Ансельмом уделяется форме, в которую облекается мысль, то есть логико-граматической структуре высказывания.    
  Стремясь во всем следовать правилам логики, Ансельм сформулировал доказательства бытия Бога, которые изложил в работах «Монологиум», «Прослогиум», в «Диалоге об истине».    
  Несмотря на то, что доказательства бытия Бога были опровергнуты, например, И. Кантом, роль и место Ансельма Кентерберийского в истории средневековой философии трудно переоценить.    
  Именно благодаря ему в богословских трудах стала применяться логика, и особое внимание стало уделяться логической корректности высказывания.    
  Произведения Ансельма надолго стали тем образцом, которому следовали средневековые философы и теологи.    
2 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, 1890 – 1907)    
  Ансельм Кентерберийский    
  —философ-схоластик, род. в Аосте, в Пьемонте, в 1033 г.    
  Поступил в монастырь в 1060 г, по желанию благочестивой матери своей Эрменберги, в 1073 сделался настоятелем (приором) и схоластиком, в 1078—аббатом нормандского монастыря Бек, куда привлекла его слава знаменитого Ланфранка, а в 1093 г в качестве его преемника сделался епископом кентерберийским в Англии.    
  Его считают первым схоластиком.    
  Несмотря на то, что исходной точкою для него была Библия и учение бл. Августина, что он держался в пределах католицизма и проникнут был убеждением, что вера должна предшествовать познанию и сама по себе исключает всякое сомнение, тем не менее, он требовал, чтобы от веры переходили к познанию.    
  В этом заключается его главное значение, как догматика.    
  Так наз. «онтологическое» доказательство бытия Божия из понятая о Божестве, А. выводит в сочинении «Proslogium» (обращение к своему духу), между тем как в «Monologium» он выводит бытие Божие из случайности конечного, а Троицу из простых оснований разума.    
  Оба эти сочинения, содержащие наиболее существенную часть его учения, были изданы в новейшее время Гаасом (в виде первого тома «Sancti Anselmi opuscula selecta» Тюбинген, 1863 г.).    
  Другие два сочинения Ансельма — «De concordia praescientiae etpredestinationis»    
  и «Cur Deus homo» изданы были Леммером (Берлин, 1857 г.)    
  и на немецком языке (Ширлицем, Кведлинб., 1861 г.)    
  и замечательны тем, что в первом он дает догматическое основание учению о предопределении, а во втором—христологическому учению об искуплении.    
  Относительно его церковной деятельности замечателен факт энергической борьбы с Вильгельмом Рыжим и Генрихом Х Английским из-за инвеституры.    
  Твердо отстаивая воззрения Григория VII, А. дважды принужден был покидать Англию.    
  Только при преемнике его, Пасхалие II, в 1107 г. пришли к соглашению.    
  А. умер 21 апреля 1109 года.    
  В этот день празднуется католиками его память.    
  Папа Климент XI в 1720 г. причислил его к ряду католических вероучителей.    
  Лучшее издание его сочинений сделано было Жербероном (2 т. Париж, 1675;    
  новое издание 1721. и в Венеции, 1744);    
  ср. Франка, «А. von Canterbury, eine kirchenhistorische Moaographie» (Тюбинген, 1842);    
  Гассе, «A. von Canterbury», (Лейпциг, 2 т., 1843—1852);    
  Peмюза, «Saint Anseime de Canterbery» (Пар., 1854; 2 изд., 1868);    
  Черча, «Saint Anseime» Лондон, 1870).    
3 Энциклопедия Кольера ("Мир вокруг нас")    
  АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ, СВ. (ок. 1033–1109),    
  учитель церкви и архиепископ Кентерберийский.    
  Родился в Аосте (Пьемонт, Италия) в знатной ломбардской семье. Вынужденный уйти из дома, поступил в известный монастырь в Беке (Нормандия), где в 1060 принял монашеский постриг, а в 1063 стал преемником своего учителя Ланфранка в звании приора.    
  В 1078 был избран настоятелем аббатства и посетил владения своего монастыря в Англии, где приобрел множество друзей.    
  После кончины Ланфранка, бывшего архиепископом Кентерберийским, король Вильгельм Рыжий, противясь всеобщему желанию видеть Ансельма преемником Ланфранка, четыре года держал архиепископскую кафедру вакантной и уступил лишь в 1093.    
  Ансельм потребовал, чтобы знаки его архиепископского достоинства были вручены ему папой, а не королем.    
  Хотя этот спор удалось уладить, Ансельм все же отбыл в 1097 в Рим, где оставался до тех пор, пока в 1100 преемник Вильгельма Рыжего, Генрих I, не призвал его вновь на архиепископскую кафедру.    
  Спор по поводу мирских инвеститур разгорелся с новой силой, и его удалось разрешить только в 1107, когда стороны пришли к соглашению о том, что епископы должны оказывать надлежащие почести правителям своей страны, однако символы их духовного сана им может вручать только Церковь.    
  Умер Ансельм в Кентербери 21 апреля 1109 и был причислен к лику святых в 1494.    
  В Западной церкви день памяти святого 21 апреля.    
  В области христианского вероучения Ансельм предложил новую трактовку догмата искупления, согласно которой жертва Христа была не выкупом дьяволу за согрешившее человечество, как принято было думать до тех пор, а выкупом, принесенным за человечество Богу.    
  Это новое толкование вскоре завоевало всеобщее признание.    
  Рассматривая проблему соотношения веры и разума, Ансельм в духе августиновского учения утверждал, что вера является необходимой предпосылкой рациональной спекуляции.    
  Его знаменитые изречения – например, «вера, требующая понимания» (fides quaerens intellectum) или «верую, чтобы понять» (credo ut intelligam) – стали своего рода девизами августинианской школы, а большинство его последователей – вплоть до эпохи св. Альберта Великого и св. Фомы Аквинского – разделяли его точку зрения на отношение веры и разума.    
  Однако главная заслуга Ансельма состояла в том, что он сформулировал т.н. онтологическое доказательство бытия Бога, призванное показать, что из самого понятия Бога с необходимостью вытекает его существование; впоследствии это доказательство развивали, обсуждали и опровергали многие выдающиеся философы.    
  К числу важнейших сочинений Ансельма относятся    
  Монолог (Monologion)    
  Прибавление к рассуждению (Proslogion),    
  Об истине (De veritate)    
  и Почему Бог стал человеком (Cur Deus homo);    
  последнее посвящено изложению знаменитого учения Ансельма о смысле искупительной жертвы Христа.    
  ЛИТЕРАТУРА    
  Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М., 1995    
       


Используются технологии uCoz