|
|
30 |
|
|
Ансельм (Anselm) Кентерберийский |
76,4 |
|
|
1033, Аоста, Италия –
21.4.1109, Кентерберн, Англия |
Теорационализм |
|
|
“Не ищу уразуметь, дабы
уверовать, но верую дабы уразуметь” |
Портрет |
|
|
“Почему Бог вочеловечился?” |
|
|
|
Ансельм Кентерберийский.
Сочинения. М., 1995 |
|
|
3 |
Энциклопедия Кольера
("Мир вокруг нас") |
|
|
2 |
Энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона, 1890 – 1907) |
|
|
1 |
Km.ru |
|
|
|
АНСЕЛЬМ Кентерберийский
(Anselm of Canterbury) |
|
|
|
(1033 / 1034, Аоста,
Ломбардия, Италия — 21 апреля 1109, |
|
|
|
Кентербери, Англия),
философ и теолог, выдающийся представитель схоластики. |
|
|
|
Родился в знатной семье,
отец — ломбардец, мать происходила из родовитой и состоятельной бургундской
фамилии. |
|
|
|
Получил прекрасное
классическое образование, отец прочил Ансельму политическое будущее. |
|
|
|
Покинув дом после
трагической смерти матери, Ансельм принял постриг и много странствовал, пока
не остановился в бенедиктинском монастыре Ле Бек в Нормандии. |
|
|
|
В 1063 он становится
приором (настоятелем) этого монастыря. |
|
|
|
С 1093 Ансельм –
архиепископ Кентерберийский. |
|
|
|
На посту архиепископа он
боролся за большую независимость англиканской церкви от власти папы и короля. |
|
|
|
Из-за своей жесткой позиции
в этом вопросе большая часть его архиепископства прошла в ссылке на материке. |
|
|
|
Ансельм был одним из первых
крупных философов Средневековья и по праву считается «отцом схоластики». |
|
|
|
Он одним из первых признал
возможность использования философии в богословии, правда, с некоторыми
оговорками. |
|
|
|
Занимаясь решением очень
популярной в средние века и новое время проблемы соотношения веры и разума,
он пришел к выводу что, познание христианина начинается с акта веры: факты,
которые, он хочет познать даны в Откровении. |
|
|
|
То есть, христианину
требуется не понимать, чтобы верить, но верить, чтобы понимать. |
|
|
|
Однако богословие может
воспользоваться разумом, чтобы лучше понять то, во что он верит. |
|
|
|
Огромное влияние на взгляды
философа оказал Августин, однако большее внимание, в отличие от последнего,
Ансельмом уделяется форме, в которую облекается мысль, то есть
логико-граматической структуре высказывания. |
|
|
|
Стремясь во всем следовать
правилам логики, Ансельм сформулировал доказательства бытия Бога, которые
изложил в работах «Монологиум», «Прослогиум», в «Диалоге об истине». |
|
|
|
Несмотря на то, что
доказательства бытия Бога были опровергнуты, например, И. Кантом, роль и
место Ансельма Кентерберийского в истории средневековой философии трудно
переоценить. |
|
|
|
Именно благодаря ему в
богословских трудах стала применяться логика, и особое внимание стало
уделяться логической корректности высказывания. |
|
|
|
Произведения Ансельма
надолго стали тем образцом, которому следовали средневековые философы и
теологи. |
|
|
2 |
Энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона, 1890 – 1907) |
|
|
|
Ансельм Кентерберийский |
|
|
|
—философ-схоластик, род. в
Аосте, в Пьемонте, в 1033 г. |
|
|
|
Поступил в монастырь в 1060
г, по желанию благочестивой матери своей Эрменберги, в 1073 сделался
настоятелем (приором) и схоластиком, в 1078—аббатом нормандского монастыря
Бек, куда привлекла его слава знаменитого Ланфранка, а в 1093 г в качестве
его преемника сделался епископом кентерберийским в Англии. |
|
|
|
Его считают первым
схоластиком. |
|
|
|
Несмотря на то, что
исходной точкою для него была Библия и учение бл. Августина, что он держался
в пределах католицизма и проникнут был убеждением, что вера должна
предшествовать познанию и сама по себе исключает всякое сомнение, тем не
менее, он требовал, чтобы от веры переходили к познанию. |
|
|
|
В этом заключается его
главное значение, как догматика. |
|
|
|
Так наз. «онтологическое»
доказательство бытия Божия из понятая о Божестве, А. выводит в сочинении
«Proslogium» (обращение к своему духу), между тем как в «Monologium» он
выводит бытие Божие из случайности конечного, а Троицу из простых оснований
разума. |
|
|
|
Оба эти сочинения,
содержащие наиболее существенную часть его учения, были изданы в новейшее
время Гаасом (в виде первого тома «Sancti Anselmi opuscula selecta» Тюбинген,
1863 г.). |
|
|
|
Другие два сочинения
Ансельма — «De concordia praescientiae etpredestinationis» |
|
|
|
и «Cur Deus homo» изданы
были Леммером (Берлин, 1857 г.) |
|
|
|
и на немецком языке
(Ширлицем, Кведлинб., 1861 г.) |
|
|
|
и замечательны тем, что в
первом он дает догматическое основание учению о предопределении, а во
втором—христологическому учению об искуплении. |
|
|
|
Относительно его церковной
деятельности замечателен факт энергической борьбы с Вильгельмом Рыжим и
Генрихом Х Английским из-за инвеституры. |
|
|
|
Твердо отстаивая воззрения
Григория VII, А. дважды принужден был покидать Англию. |
|
|
|
Только при преемнике его,
Пасхалие II, в 1107 г. пришли к соглашению. |
|
|
|
А. умер 21 апреля 1109
года. |
|
|
|
В этот день празднуется
католиками его память. |
|
|
|
Папа Климент XI в 1720 г.
причислил его к ряду католических вероучителей. |
|
|
|
Лучшее издание его
сочинений сделано было Жербероном (2 т. Париж, 1675; |
|
|
|
новое издание 1721. и в
Венеции, 1744); |
|
|
|
ср. Франка, «А. von
Canterbury, eine kirchenhistorische Moaographie» (Тюбинген, 1842); |
|
|
|
Гассе, «A. von Canterbury»,
(Лейпциг, 2 т., 1843—1852); |
|
|
|
Peмюза, «Saint Anseime de
Canterbery» (Пар., 1854; 2 изд., 1868); |
|
|
|
Черча, «Saint Anseime»
Лондон, 1870). |
|
|
3 |
Энциклопедия Кольера
("Мир вокруг нас") |
|
|
|
АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ,
СВ. (ок. 1033–1109), |
|
|
|
учитель церкви и
архиепископ Кентерберийский. |
|
|
|
Родился в Аосте (Пьемонт,
Италия) в знатной ломбардской семье. Вынужденный уйти из дома, поступил в
известный монастырь в Беке (Нормандия), где в 1060 принял монашеский постриг,
а в 1063 стал преемником своего учителя Ланфранка в звании приора. |
|
|
|
В 1078 был избран
настоятелем аббатства и посетил владения своего монастыря в Англии, где
приобрел множество друзей. |
|
|
|
После кончины Ланфранка,
бывшего архиепископом Кентерберийским, король Вильгельм Рыжий, противясь
всеобщему желанию видеть Ансельма преемником Ланфранка, четыре года держал
архиепископскую кафедру вакантной и уступил лишь в 1093. |
|
|
|
Ансельм потребовал, чтобы
знаки его архиепископского достоинства были вручены ему папой, а не королем. |
|
|
|
Хотя этот спор удалось
уладить, Ансельм все же отбыл в 1097 в Рим, где оставался до тех пор, пока в
1100 преемник Вильгельма Рыжего, Генрих I, не призвал его вновь на
архиепископскую кафедру. |
|
|
|
Спор по поводу мирских
инвеститур разгорелся с новой силой, и его удалось разрешить только в 1107,
когда стороны пришли к соглашению о том, что епископы должны оказывать
надлежащие почести правителям своей страны, однако символы их духовного сана
им может вручать только Церковь. |
|
|
|
Умер Ансельм в Кентербери
21 апреля 1109 и был причислен к лику святых в 1494. |
|
|
|
В Западной церкви день
памяти святого 21 апреля. |
|
|
|
В области христианского
вероучения Ансельм предложил новую трактовку догмата искупления, согласно
которой жертва Христа была не выкупом дьяволу за согрешившее человечество,
как принято было думать до тех пор, а выкупом, принесенным за человечество
Богу. |
|
|
|
Это новое толкование вскоре
завоевало всеобщее признание. |
|
|
|
Рассматривая проблему
соотношения веры и разума, Ансельм в духе августиновского учения утверждал,
что вера является необходимой предпосылкой рациональной спекуляции. |
|
|
|
Его знаменитые изречения –
например, «вера, требующая понимания» (fides quaerens intellectum) или
«верую, чтобы понять» (credo ut intelligam) – стали своего рода девизами
августинианской школы, а большинство его последователей – вплоть до эпохи св.
Альберта Великого и св. Фомы Аквинского – разделяли его точку зрения на
отношение веры и разума. |
|
|
|
Однако главная заслуга
Ансельма состояла в том, что он сформулировал т.н. онтологическое
доказательство бытия Бога, призванное показать, что из самого понятия Бога с
необходимостью вытекает его существование; впоследствии это доказательство
развивали, обсуждали и опровергали многие выдающиеся философы. |
|
|
|
К числу важнейших сочинений
Ансельма относятся |
|
|
|
Монолог (Monologion) |
|
|
|
Прибавление к рассуждению
(Proslogion), |
|
|
|
Об истине (De veritate) |
|
|
|
и Почему Бог стал человеком
(Cur Deus homo); |
|
|
|
последнее посвящено
изложению знаменитого учения Ансельма о смысле искупительной жертвы Христа. |
|
|
|
ЛИТЕРАТУРА |
|
|
|
Ансельм Кентерберийский.
Сочинения. М., 1995 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|