|
|
39 |
|
|
Аристотель (Стагирит) |
62,0 |
|
|
384, Стагир – 322 до н.э., Халкида, о.Эвбея |
энциклопедист |
|
|
Фактически создатель
европейского стиля мышления |
Портрет |
|
|
Т.1 “Метафизика ” с.63-367 |
|
|
|
“О душе” с.371-448 |
|
|
|
Т.2 “Категории
” с.51-90 |
|
|
|
“Об истолковании” с.91-116 |
|
|
|
“Первая аналитика” с.117-254 |
|
|
|
“Вторая аналитика” с.255-346 |
|
|
|
“Топика” с.347-531 |
|
|
|
“О софистических опровержениях”
с.533-593 |
|
|
|
Т.3 “Физика” с.59-262 |
|
|
|
“О небе” с.263-378 |
|
|
|
“О возникновении и уничтожении ”
с.379-440 |
|
|
|
“Метеорологика” с.441-556 |
|
|
|
Т.4 “Никомахова этика”
с.53-293 |
|
|
|
“Большая этика” с.295-374 |
|
|
|
“Политика” с.375-644 |
|
|
|
“Поэтика” с.645-680 |
|
|
|
“Афинская полития” – М.-Л.,
1936 |
|
|
|
“О частях животных ” – М.,
1937 |
|
|
|
“О возникновении животных”
– М.-Л., 1940 |
|
|
|
“Риторика ” в кн. “Античные
риторики” – М., 1978 |
|
|
2 |
Энциклопедия Кольера
("Мир вокруг нас") |
|
|
1 |
Km.ru |
|
|
|
АРИСТОТЕЛЬ |
|
|
|
(384-322 до н. э.),
древнегреческий философ. |
|
|
|
Учился у Платона в Афинах;
в 335 основал Ликей, или перипатетическую школу. |
|
|
|
Воспитатель Александра
Македонского. |
|
|
|
Сочинения Аристотеля
охватывают все отрасли тогдашнего знания. |
|
|
|
Основоположник формальной
логики. создатель силлогистики. |
|
|
|
«Первая философия» (позднее
названа метафизикой) содержит учение об основных принципах бытия: возможности
и осуществлении (см. Акт и потенция), форме и материи, действующей причине и
цели (см. Энтелехия). |
|
|
|
Колебался между
материализмом и идеализмом; идеи (формы, эйдосы) — внутренние движущие силы
вещей, неотделимые от них. |
|
|
|
Источник движения и
изменчивого бытия — вечный и неподвижный «ум», нус (перводвигатель). |
|
|
|
Ступени природы:
неорганический мир, растение, животное, человек. «Ум», разум, отличает
человека от животного. |
|
|
|
Центральный принцип этики —
разумное поведение, умеренность (метриопатия). |
|
|
|
Человек — существо
общественное. |
|
|
|
Наилучшие формы государства
— монархия, аристократия, «политика» (умеренная демократия), наихудшие —
тирания, олигархия, охлократия. |
|
|
|
Суть искусства — подражание
(мимесис), цель трагедии — «очищение» духа (катарсис). |
|
|
|
Основные сочинения:
логический свод «Органон» («Категории», «Об истолковании», «Аналитики» 1-я и
2-я, «Топика»), «Метафизика», «Физика», «О возникновении животных», «О душе»,
«Этика», «Политика», «Риторика», «Поэтика». |
|
|
2 |
Энциклопедия Кольера
("Мир вокруг нас") |
|
|
|
АРИСТОТЕЛЬ |
|
|
|
(ок. 384–322 до н.э.),
древнегреческий философ и педагог, родился в Стагире в 384 или 383 до н.э.,
умер в Халкиде в 322 до н.э. |
|
|
|
Почти двадцать лет
Аристотель учился в Академии Платона и, по-видимому, какое-то время там
преподавал. |
|
|
|
Покинув Академию,
Аристотель стал воспитателем Александра Македонского. |
|
|
|
Как основатель Ликея в
Афинах, продолжавшего свою деятельность многие столетия после его смерти,
Аристотель внес существенный вклад в античную систему образования. |
|
|
|
Он задумал и организовал
широкомасштабные естественнонаучные изыскания, которые финансировал
Александр. |
|
|
|
Эти исследования привели ко
многим фундаментальным открытиям, однако величайшие достижения Аристотеля
относятся к области философии. |
|
|
|
Жизнь Аристотеля. |
|
|
|
Отец Аристотеля Никомах был
врачом города Стагиры, а также придворным медиком Аминты III, царя соседней
Македонии. |
|
|
|
Рано оставшись без
родителей, юноша воспитывался в Атарнее у Проксена, своего родственника. |
|
|
|
В возрасте восемнадцати лет
он отправился в Афины и поступил в Академию Платона, где оставался около
двадцати лет, вплоть до смерти Платона ок. 347 до н.э. |
|
|
|
За это время Аристотель
изучил философию Платона, а также ее сократические и досократические
источники и многие другие дисциплины. |
|
|
|
По-видимому, Аристотель
преподавал в Академии риторику и другие предметы. |
|
|
|
В этот период в защиту
платоновского учения им были написаны несколько диалогов популярного
характера. |
|
|
|
Возможно, к этому же
времени относятся работы по логике, Физика и некоторые разделы трактата О
душе. |
|
|
|
Широко распространенная
легенда о серьезных трениях и даже открытом разрыве между Аристотелем и
Платоном еще при его жизни не имеет под собой оснований. |
|
|
|
Даже после смерти Платона
Аристотель продолжал считать себя платоником. |
|
|
|
В
Никомаховой этике, написанной гораздо позже, в зрелый период творчества,
имеется трогательный экскурс, в котором чувство благодарности наставнику,
приобщившему нас к философии, уподобляется благодарности, которую мы должны
испытывать в отношении богов и родителей. |
|
|
|
Однако ок. 348–347 до н.э.
преемником Платона в Академии стал Спевсипп. |
|
|
|
Многие члены Академии, и
среди них Аристотель, были недовольны этим решением. |
|
|
|
Вместе со своим другом
Ксенократом он оставил Академию, войдя в небольшой кружок платоников,
собранный Гермием, правителем Асса, небольшого города в Малой Азии. |
|
|
|
Вначале здесь, а позднее в
Митилене на о. Лесбос Аристотель посвятил себя преподавательской и
исследовательской деятельности. |
|
|
|
Критикуя Спевсиппа,
Аристотель занялся выработкой такой интерпретации учения Платона, которая,
как ему казалось, ближе к философии учителя, а также лучше согласуется с
действительностью. |
|
|
|
К этому времени их
отношения с Гермием сделались более тесными, и под его влиянием Аристотель,
следуя принципиальной ориентации платонизма на практику, увязал свою
философию с политикой. |
|
|
|
Гермий был союзником
македонского царя Филиппа II, отца Александра, так что, возможно, именно
благодаря Гермию Аристотель в 343 или 342 до н.э. получил приглашение занять
должность наставника юного наследника престола, которому было тогда 13 лет. |
|
|
|
Аристотель принял
предложение и переехал в столицу Македонии Пеллу. |
|
|
|
О личных отношениях двух
великих людей известно мало. |
|
|
|
Судя по сообщениям,
которыми мы располагаем, Аристотель понимал необходимость политического
объединения мелких греческих полисов, но стремление Александра к мировому
господству ему не нравилось. |
|
|
|
Когда в 336 до н.э.
Александр взошел на престол, Аристотель возвратился на родину, в Стагиру, а
год спустя вернулся в Афины. |
|
|
|
Хотя Аристотель продолжал
считать себя платоником, характер его мышления и идеи оказались теперь иными,
что вступало в прямое противоречие со взглядами преемников Платона в Академии
и некоторыми положениями учения самого Платона. |
|
|
|
Этот критический подход
выразился в диалоге О философии, а также в ранних разделах работ, которые
дошли до нас под условными названиями Метафизика, Этика и Политика. |
|
|
|
Чувствуя свое идейное
расхождение с господствующим в Академии учением, Аристотель предпочел
основать в северо-восточном предместье Афин новую школу – Ликей. Целью Ликея,
как и целью Академии, было не только преподавание, но и самостоятельные
исследования. |
|
|
|
Здесь
Аристотель собрал вокруг себя группу одаренных учеников и помощников. |
|
|
|
Совместная деятельность
оказалась в высшей степени плодотворной. |
|
|
|
Аристотель и его ученики
сделали множество существенных наблюдений и открытий, которые оставили
заметный след в истории многих наук и послужили фундаментом для дальнейших
исследований. |
|
|
|
В этом им помогали образцы
и данные, собранные в дальних походах Александра. |
|
|
|
Однако глава школы уделял
все большее внимание фундаментальным философским проблемам. |
|
|
|
Большая часть из дошедших
до нас философских произведений Аристотеля написана в этот период. |
|
|
|
После внезапной смерти
Александра в 323 до н.э. по Афинам и другим городам Греции прокатилась волна
антимакедонских выступлений. |
|
|
|
Положение Аристотеля было
поставлено под угрозу из-за его дружбы с Филиппом и Александром, а также
недвусмысленно выражавшихся им политических убеждений, которые приходили в
противоречие с патриотическим энтузиазмом городов-государств. |
|
|
|
Под угрозой преследований
Аристотель покинул город, чтобы, как он говорил, не дать афинянам совершить
преступление против философии во второй раз (первым была казнь Сократа). |
|
|
|
Он переехал в Халкиду на
острове Эвбея, где находилось доставшееся ему от матери имение, где, после
непродолжительной болезни, умер в 322 до н.э. |
|
|
|
Сочинения Аристотеля. |
|
|
|
Произведения Аристотеля
распадаются на две группы. |
|
|
|
Во-первых, имеются
популярные, или экзотерические, работы, большинство которых, вероятно,
создавалось в форме диалога и предназначалось для широкой публики. |
|
|
|
В основном они были
написаны еще во время пребывания в Академии. |
|
|
|
Ныне эти работы сохранились
в виде фрагментов, цитируемых позднейшими авторами, но даже их названия
указывают на теснейшее родство с платонизмом: Эвдем, или о душе; диалог О
справедливости; Политик; Софист; Менексен; Пир. |
|
|
|
Кроме того, в античности
был широко известен Протрептик (греч. «побуждение»), внушавший читателю
стремление заняться философией. |
|
|
|
Он был написан в подражание
некоторым местам платоновского Эвтидема и послужил образцом для
цицероновского Гортензия, который, как сообщает в своей Исповеди св.
Августин, пробудил его духовно и, обратив к философии, изменил всю его жизнь. |
|
|
|
Сохранились также
немногочисленные фрагменты популярного трактата О философии, написанного
позднее, в Ассе, т.е. во второй период творчества Аристотеля. |
|
|
|
Все эти произведения
написаны простым языком и тщательно отделаны с точки зрения стиля. |
|
|
|
В античности они
пользовались большой популярностью и закрепили за Аристотелем репутацию
писателя-платоника, пишущего красноречиво и живо. |
|
|
|
Такая оценка Аристотеля
практически недоступна нашему пониманию. |
|
|
|
Дело в том, что его
произведения, оказавшиеся в нашем распоряжении, имеют совершенно иной
характер, поскольку для всеобщего чтения они не предназначались. |
|
|
|
Эти сочинения должны были
прослушивать ученики и помощники Аристотеля, первоначально небольшой их
кружок в Ассе, а впоследствии – более многочисленная группа в афинском Ликее. |
|
|
|
Исторической наукой, и
прежде всего исследованиями В.Йегера, выяснено, что эти труды, в той форме, в
какой они дошли до нас, нельзя считать философскими или научными «трудами» в
современном смысле. |
|
|
|
Разумеется, окончательно
установить, как возникали эти тексты, невозможно, однако наиболее вероятной
представляется следующая гипотеза. |
|
|
|
Аристотель регулярно читал
своим ученикам и помощникам лекции по самым разнообразным предметам, причем
эти курсы зачастую повторялись из года в год. |
|
|
|
По-видимому, Аристотель
имел обыкновение составлять письменный вариант лекции и читал его
подготовленной аудитории, нередко экспромтом комментируя текст. |
|
|
|
Эти письменные лекции имели
хождение в школе и использовались для индивидуальных занятий. |
|
|
|
То, чем мы теперь
располагаем как цельным произведением на конкретную тему, представляет собой
скорее свод из многих лекций на эту тему, нередко охватывающий значительный
временной промежуток. |
|
|
|
Позднейшие издатели
компоновали из этих вариантов единые трактаты. |
|
|
|
В некоторых случаях вполне
можно предположить, что «единый» текст является соединением различных
конспектов или представляет собой оригинальную аристотелевскую лекцию,
прокомментированную и изданную его учениками. |
|
|
|
Наконец, первоначальные
тексты, вероятно, сильно пострадали в эпоху гражданских войн в Риме и уцелели
лишь благодаря случайности. |
|
|
|
Вследствие этого
реконструкция первоначального текста, за которую принялись позднейшие
античные издатели, оказалась трудной задачей, ей сопутствовало много ошибок и
недоразумений. |
|
|
|
Тем
не менее скрупулезные философские исследования позволили восстановить основы
учения Аристотеля и принципиальный ход развития его мысли. |
|
|
|
По темам сочинения делятся
на четыре основные группы. |
|
|
|
Во-первых, это труды по
логике, обычно собирательно именуемые Органон. Сюда входят Категории; Об
истолковании; Первая аналитика и Вторая аналитика; Топика. |
|
|
|
Во-вторых, Аристотелю
принадлежат естественнонаучные труды. |
|
|
|
Здесь наиболее важны работы
О возникновении и уничтожении; О небе; Физика; История животных; О частях
животных и посвященный человеческой природе трактат О душе. |
|
|
|
Трактата о растениях
Аристотель не написал, но соответствующий труд составил его ученик Теофраст. |
|
|
|
В-третьих,
мы располагаем сводом текстов под названием Метафизика, представляющим собой
цикл лекций, составленных Аристотелем в поздний период развития его мысли – в
Ассе и в заключительный период в Афинах. |
|
|
|
В-четвертых, имеются труды
по этике и политике, куда причисляют также Поэтику и Риторику. |
|
|
|
Наиболее важны сочиненная
во второй период Эвдемова этика, относящаяся к последнему афинскому периоду
Никомахова этика, состоящая из множества написанных в разные периоды лекций
Политика, Риторика и сохранившаяся частично Поэтика. |
|
|
|
Огромный труд Аристотеля о
государственном устройстве различных городов-государств полностью утрачен,
чудом найден почти полный текст входившей в него Афинской политии. |
|
|
|
Утрачены и несколько
трактатов на исторические темы. |
|
|
|
Философия Аристотеля. |
|
|
|
Аристотель нигде не
говорит, что логика является частью собственно философии. |
|
|
|
Он воспринимает ее скорее в
качестве методологического инструмента всех наук и философии, а не
самостоятельного философского учения. |
|
|
|
Поэтому весьма возможно,
что позднейшее понятие о логике как «орудии» (греч. «органон»), хотя сам
Аристотель ее так не называл, соответствует его собственным представлениям. |
|
|
|
Понятно, что логика должна
предшествовать философии. |
|
|
|
Саму философию Аристотель
делит на две части – теоретическую, которая стремится к достижению истины,
независимой от чьего-либо желания, и практическую, занятую умом и
человеческими устремлениями, которые совместными усилиями стараются уяснить
суть человеческого блага и его достигнуть. |
|
|
|
В
свою очередь теоретическая философия делится на три части: исследование
изменяющегося бытия (физика и естествознание, включая науку о человеке);
исследование бытия абстрактных математических объектов (различные разделы
математики); первая философия, исследование бытия как такового (то, что мы
называем метафизикой). |
|
|
|
Специальных работ
Аристотеля о числе и фигуре не сохранилось, и ниже мы рассмотрим четыре
аспекта его учения: логику, т.е. методы рационального мышления; физику, т.е.
теоретическое исследование изменяющегося бытия; первую философию; наконец –
практическую философию. |
|
|
|
Аристотелевская логика
изучает: 1) основные виды бытия, которые подпадают под отдельные понятия и
определения; 2) соединения и разделения этих видов бытия, которые выражаются
в суждении; 3) способы, которыми ум при посредстве рассуждений может перейти
от истины известной к истине неизвестной. |
|
|
|
Согласно Аристотелю,
мышление – это не конструирование или создание умом некой новой сущности, но
скорее уподобление в акте мышления чему-то, находящемуся вовне. |
|
|
|
Понятие есть отождествление
ума с каким-то видом бытия, а суждение – выражение соединения таких видов
бытия в действительности. |
|
|
|
Наконец, к верным
заключениям науку направляют правила вывода, законы противоречия и
исключенного третьего, поскольку этим принципам подчиняется все бытие. |
|
|
|
Основные виды бытия и
соответствующие им роды понятий перечислены в Категориях и Топике. Всего их
десять: 1) сущность, например, «человек» или «лошадь»; 2) количество,
например, «в три метра длиной»; 3) качество, например, «белый»; 4) отношение,
например, «больше»; 5) место, например, «в Ликее», 6) время, например,
«вчера»; 7) состояние, например, «ходьба»; 8) обладание, например, «быть
вооруженным»; 9) действие, например, «рубить» или «жечь» и 10) претерпевание,
например, «быть разрубаемым» или «быть сжигаемым». |
|
|
|
Впрочем, во Второй
Аналитике и других произведениях «состояние» и «обладание» отсутствуют, и
число категорий сокращается до восьми. |
|
|
|
Вещи вне ума реально
существуют именно как сущности, количества, качества, отношения и т.д. В
перечисленных здесь основных понятиях каждый из видов бытия постигается
именно таким, какой он есть, однако в абстракции или отвлечении от прочих, с
которыми необходимо связан в природе. |
|
|
|
Поэтому само по себе ни
одно понятие не является истинным или ложным. |
|
|
|
Оно есть просто некий
взятый в абстракции вид бытия, существующего отдельно от ума. |
|
|
|
Истинными или ложными могут
быть только высказывания или суждения, а не изолированные понятия. |
|
|
|
Для связи или разделения
двух категориальных понятий суждение использует логическую структуру субъекта
и предиката. |
|
|
|
Если данные виды бытия
действительно связаны или разделены именно таким образом, высказывание
истинно, если же нет, оно ложно. |
|
|
|
Поскольку законы
противоречия и исключенного третьего распространяются на все существующее,
любые два вида бытия должны быть либо связаны, либо не связаны друг с другом,
и по отношению к любому данному субъекту любой данный предикат должен истинно
утверждаться либо истинно отрицаться. |
|
|
|
Наука как таковая
универсальна, но возникает она через индукцию, отправляющуюся от данных
чувственного восприятия индивидуальной сущности и ее индивидуальных свойств. |
|
|
|
В опыте мы иногда
воспринимаем связь двух видов бытия, но не можем усмотреть никакой
необходимости этой связи. |
|
|
|
Суждение, выражающее такую
случайную связь в общей форме – не более чем вероятная истина. |
|
|
|
Диалектические методы, с
помощью которых такие вероятные суждения можно распространить на другие
области, подвергнуть критике или защитить, рассматриваются в Топике. |
|
|
|
Наука в строгом смысле
слова не имеет с этим ничего общего. |
|
|
|
Речь о ней идет во Второй
аналитике. |
|
|
|
Как только определенные
субъекты и предикаты, полученные из опыта путем индукции, отчетливо
постигнуты, ум способен заметить, что они необходимо связаны друг с другом. |
|
|
|
Это относится, например, к
закону противоречия, который утверждает, что данная вещь не может в одно и то
же время и в одном и том же отношении существовать и не существовать. |
|
|
|
Как только мы отчетливо
постигаем бытие и небытие, мы видим, что они с необходимостью взаимно
исключают друг друга. |
|
|
|
Так что предпосылки науки в
строгом смысле слова самоочевидны и не нуждаются в доказательствах. |
|
|
|
Первым шагом в обосновании
всякой истинной науки является обнаружение таких необходимых связей, которые
не являются просто случайными и выражаются в необходимых суждениях. |
|
|
|
Далее из этих очевидных
принципов с помощью силлогистического рассуждения может быть выведено
последующее знание. |
|
|
|
Этот процесс описан и
разобран в Первой аналитике. |
|
|
|
Дедукция, или вывод, есть
способ, с помощью которого ум переходит от уже известного к неизвестному. |
|
|
|
Это возможно лишь благодаря
обнаружению некоего среднего термина. |
|
|
|
Допустим, мы хотим
доказать, что x есть z, что не самоочевидно. |
|
|
|
Единственный способ это
сделать – выявить две посылки, x есть y и y есть z, о которых уже известно,
что они либо самоочевидны, либо могут быть выведены из самоочевидных посылок. |
|
|
|
Мы сможем вывести нужное
заключение, если будем располагать двумя такими посылками, в том числе
решающим средним термином y. |
|
|
|
Так, если нам известно, что
Сократ человек, а все люди смертны, мы можем доказать, что Сократ смертен,
используя средний термин «человек». |
|
|
|
Ум не успокаивается, пока
не убеждается, что те или иные вещи необходимы в том смысле, что не могут
быть иными. |
|
|
|
Поэтому
цель всякой науки – приобретение такого необходимого знания. |
|
|
|
Первый шаг – тщательное
индуктивное исследование окружающих нас смутных объектов опыта и ясное
понимание и определение интересующих нас видов бытия. |
|
|
|
Следующий шаг – обнаружение
необходимых связей между этими сущностями. |
|
|
|
Заключительная стадия –
дедукция новых истин. |
|
|
|
Если мы обнаруживаем лишь
случайные связи, их, разумеется, также можно утверждать и подвергать
процедуре дедуктивного вывода. |
|
|
|
Однако они дадут лишь
вероятные заключения, ибо в таких заключениях будет не больше силы, чем в
посылках, из которых они выведены. |
|
|
|
В основе науки –
обнаружение очевидных, не нуждающихся в доказательстве посылок. |
|
|
|
Философия природы. |
|
|
|
Всему миру природы
свойственна бесконечная текучесть или изменчивость, и натурфилософия
Аристотеля берет за основу анализ процесса изменения. |
|
|
|
Каждое изменение нарушает
непрерывность. |
|
|
|
Оно начинается с отсутствия
чего-то, приобретаемого в процессе изменения. |
|
|
|
Так, строительство дома
начинается с чего-то бесформенного, а завершается упорядоченной структурой,
или формой. |
|
|
|
Так что изначальная
лишенность и конечная форма необходимо присутствуют в любом изменении. |
|
|
|
Однако изменение также и
непрерывно, поскольку нечто никогда не возникает из ничего. |
|
|
|
Чтобы объяснить
непрерывность, Аристотель вопреки Платону утверждает необходимость признать
существование третьего момента, лежащего в основе перехода от лишенности к
форме. |
|
|
|
Он называет его субстратом
(греч. «гипокейменон»), материей. |
|
|
|
В случае возведения дома
материей является дерево и прочий строительный материал. |
|
|
|
В случае изготовления
статуи это – бронза, которая наличествует здесь вначале в состоянии
лишенности, а затем сохраняется как основа законченной формы. |
|
|
|
Аристотель различает четыре
типа изменений. |
|
|
|
Наиболее фундаментальное –
то, при котором возникает новая сущность, способная к самостоятельному
существованию. |
|
|
|
Это может произойти лишь в
результате разрушения некой предшествовавшей сущности. |
|
|
|
В основе такого изменения
лежит одна чистая потенция материи. |
|
|
|
Однако любая материальная
сущность, как только она возникла, обретает способность к дальнейшим
изменениям своих атрибутов или акциденций. |
|
|
|
Эти акциденциальные
изменения распадаются на три типа: 1) по количеству, 2) по качеству, 3) по
месту. |
|
|
|
Последний принимает участие
во всех прочих видах изменения. |
|
|
|
Всякое преобразование
измеряется также временем, т.е. числом изменения. |
|
|
|
Такая временная мера
требует присутствия ума, который способен помнить прошлое, предвидеть
будущее, разделять соответствующие интервалы времени на отрезки и сравнивать
их друг с другом. |
|
|
|
У всякой природной
сущности, возникшей в результате процессов изменения, имеются две внутренне
присущие ей причины, от которых с необходимостью зависит ее существование в
природе. |
|
|
|
Это – исходная материя (как
бронза, из которой сделана статуя), из которой эта природная сущность
возникла, и та специфическая форма или структура, которая делает ее именно
того рода бытием, каким она является (как форма законченной статуи). |
|
|
|
В дополнение к этим
внутренним причинам, материи и форме, должна иметься еще некая внешняя,
действующая причина (например, действия скульптора), которая придает материи
форму. |
|
|
|
Наконец, должна иметься
конечная цель (идея статуи в уме скульптора), которая направляет действующую
причину (причины) в каком-то вполне определенном направлении. |
|
|
|
Изменение есть актуализация
того, что пребывает в потенции; поэтому ничто движущееся не может двигать
само себя. |
|
|
|
Всякое подвижное бытие
нуждается в некой внешней действующей причине, которой объясняется его
происхождение и дальнейшее существование. |
|
|
|
Это верно применительно ко
всей физической Вселенной, которая, как полагал Аристотель, пребывает в
вечном движении. |
|
|
|
Чтобы объяснить это
движение, необходимо признать существование первого, неподвижного двигателя
(перводвигателя), не подверженного изменению. |
|
|
|
Когда необходимые следствия
двух или более независимых друг от друга причин сходятся в одной и той же
материи, происходят случайные и непредсказуемые события, однако событиям в
природе в основном присуща упорядоченность, что и делает возможным естествознание. |
|
|
|
Порядок и гармония,
пронизывающие почти весь мир природы, также приводят к заключению о
существовании неизменной и разумной первопричины. |
|
|
|
Естественно, что в своих
астрономических воззрениях Аристотель находился под влиянием современной ему
науки. |
|
|
|
Он полагал, что Земля
является центром Вселенной. |
|
|
|
Движение планет объясняется
вращением окружающих Землю сфер. |
|
|
|
Внешняя сфера – сфера
неподвижных звезд. |
|
|
|
Она обращается,
непосредственно восходя к неподвижной первопричине, которая, будучи лишена
всякой материальной потенциальности и несовершенства, полностью нематериальна
и недвижима. |
|
|
|
Даже
небесные тела движутся, обнаруживая этим свою материальность, но они состоят
из более чистой материи, чем та, что имеется в подлунном мире. |
|
|
|
В подлунном же мире мы
обнаруживаем материальные сущности различных уровней. |
|
|
|
Во-первых, это основные
элементы и их сочетания, образующие царство неживого. |
|
|
|
Ими движут исключительно
внешние причины. |
|
|
|
Далее идут живые организмы,
сначала растения, имеющие органически дифференцированные части, способные
воздействовать друг на друга. |
|
|
|
Таким
образом, растения не просто увеличиваются и порождаются внешними причинами,
но растут и размножаются самостоятельно. |
|
|
|
Животные обладают теми же
растительными функциями, но они наделены также органами чувств, позволяющими
им принимать во внимание вещи окружающего мира, стремясь к тому, что
способствует их деятельности, и избегая всего вредоносного. |
|
|
|
Сложные
организмы строятся на основе простых и, возможно, возникают из них в
результате постепенных изменений, однако по этому вопросу Аристотель не
высказывается сколько-нибудь определенно. |
|
|
|
Высшее земное существо –
человек, и трактат О душе целиком посвящен исследованию его природы. |
|
|
|
Аристотель недвусмысленно
заявляет, что человек – материальное существо, несомненно являющееся частью
природы. |
|
|
|
Как и во всех природных
объектах, в человеке имеется материальный субстрат, из которого он возникает
(человеческое тело), и определенная форма или структура, одушевляющая это
тело (человеческая душа). |
|
|
|
Как и в случае любого
другого природного объекта, данная форма и данная материя не просто
наложились друг на друга, но представляют собой составные части единого
индивидуума, каждая из которых существует благодаря другой. |
|
|
|
Так, золото перстня и его
кольцевая форма – это не две разные вещи, но одно золотое кольцо. |
|
|
|
Подобно этому человеческая
душа и человеческое тело – две существенные, внутренне необходимые причины
единого природного существа, человека. |
|
|
|
Человеческая душа, т.е.
форма человека, состоит из трех соединенных частей. |
|
|
|
Во-первых, в ней имеется
растительная часть, которая позволяет человеку питаться, расти и
размножаться. |
|
|
|
Животная составляющая
позволяет ему ощущать, стремиться к чувственным объектам и передвигаться с
места на место подобно другим животным. |
|
|
|
Наконец, первые две части
увенчивает разумная часть – вершина человеческой природы, благодаря которой
человек обладает теми замечательными и особыми свойствами, которые отличают
его от всех остальных животных. |
|
|
|
Каждая часть, чтобы начать
действовать, по необходимости развивает сущностные акциденции, или
способности. |
|
|
|
Так,
в ведении растительной души находятся различные органы и способности питания,
роста и размножения; животная душа отвечает за органы и способности ощущения
и передвижения; разумная же душа заведует нематериальными умственными
способностями и разумным выбором, или волей. |
|
|
|
Познание следует отличать
от деятельности. |
|
|
|
Оно не включает построения
чего-то нового, но скорее представляет собой постижение с помощью ноэзиса
(разумной способности) чего-то уже существующего в физическом мире, причем
именно таким, как оно есть. |
|
|
|
Формы существуют в
физическом смысле в индивидуальной материи, привязывающей их к определенному
месту и времени. |
|
|
|
Именно таким образом
человеческая форма существует в материи всякого индивидуального человеческого
тела. |
|
|
|
Однако благодаря своим
познавательным способностям человеческое существо может постичь формы вещей
без их материи. |
|
|
|
Это значит, что человек,
отличаясь от прочих вещей в материальном смысле, может ноэтически, умственно
соединяться с ними нематериальным способом, стать микрокосмом, отражающим
природу всех вещей в умственном зеркале внутри своего бренного существа. |
|
|
|
Ощущение ограничено
определенным, конечным рядом форм и постигает их лишь во взаимном смешении,
происходящем в ходе конкретного физического взаимодействия. |
|
|
|
Но ум не знает подобных
ограничений, он способен постичь какую угодно форму и освободить ее сущность
от всего, с чем она соединена в чувственном опыте. |
|
|
|
Однако этот акт
рационального постижения, или абстрагирования, не может быть выполнен без
предварительной деятельности ощущения и воображения. |
|
|
|
Когда воображение вызывает
к жизни некий конкретный чувственный опыт, деятельный разум может озарить
этот опыт своим светом и выявить некую наличествующую в нем природу,
освобождая опыт от всего, что не относится к его сущностной природе. |
|
|
|
Разум может высветить и все
прочие реальные элементы вещи, запечатлев в воспринимающем разуме, которым
обладает всякий человек, ее чистый, абстрактный образ. |
|
|
|
Затем, посредством
суждений, которые соединяют эти природы соответственно тому, как они
соединены в действительности, разум может выстроить сложное понятие всей
сущности в целом, воспроизводя ее точно такой, какая она есть. |
|
|
|
Эта способность разума не
только позволяет приобрести в результате теоретическое понимание всех вещей,
но и влияет на человеческие устремления, помогая человеку усовершенствовать
свою природу через деятельность. |
|
|
|
И в самом деле, без
разумного руководства устремлениями человеческая природа вообще не способна к
совершенствованию. |
|
|
|
Изучение этого процесса
совершенствования относится к области практической философии. |
|
|
|
Первая философия. Первая
философия – это изучение первопричин вещей. |
|
|
|
Наиболее фундаментальная
реальность – само бытие, конкретными определениями которого являются все
остальные вещи. |
|
|
|
Все категории – это
ограниченные виды бытия, и потому Аристотель определяет первую философию как
изучение бытия как такового. |
|
|
|
Физическая наука
рассматривает вещи, поскольку они воспринимаются чувствами и изменяются, но
для бытия такие ограничения неприемлемы. |
|
|
|
Математическая наука
рассматривает вещи с точки зрения количества, но бытие не обязательно
является количественным, и потому первая философия не замыкается ни на одном
таком ограниченном объекте. |
|
|
|
Она рассматривает вещи,
поскольку они есть. |
|
|
|
Поэтому ее ведению подлежат
все вообще вещи, будь то меняющиеся или неизменные, количественные или не
связанные с количеством. |
|
|
|
Только исходя из этого мы
можем придти к максимально ясному пониманию наиболее фундаментальной
структуры мира. |
|
|
|
Последователи Платона
утверждали (иногда это делал и сам Платон), что изначальные причины всех
вещей находятся в неких идеях, или абстрактных сущностях, существующих
отдельно от изменчивых вещей природного мира. Аристотель подвергает это
воззрение обстоятельной критике и в конце концов его отвергает, задаваясь
вопросом, почему должен существовать мир такого рода. |
|
|
|
Это было бы лишь никчемным
удвоением мира индивидуальных сущностей, представление же, что такие
обособленные универсалии известны науке, приводит к скептицизму, поскольку в
таком случае наука не будет знать индивидуальных объектов этого мира, а их-то
нам и следует знать. |
|
|
|
Вследствие этого, а также
по некоторым другим основаниям Аристотель отвергает платоническое воззрение,
будто в дополнение к единичным людям или единичным домам имеется человек как
таковой и дом как таковой, существующие отдельно от своих частных случаев. |
|
|
|
Но эта критика не сводится
к чистому отрицанию. Аристотель, как и Платон, продолжает отстаивать
существование формальных структур. |
|
|
|
Однако вместо того, чтобы
наполнять свой собственный обособленный мир, они материально существуют, по
Аристотелю, в тех единичных вещах, которые определяют. |
|
|
|
Форма, или сущность, вещи
обитает в самой вещи как ее внутренняя природа, которая выводит вещь из ее
потенции в определенное актуальное состояние. |
|
|
|
То, что существует,
основание реального существования, есть поэтому не абстрактная сущность, а
индивидуальная субстанция, например это конкретное дерево или этот конкретный
человек. |
|
|
|
Такая субстанция является
главным предметом рассмотрения в трактате Метафизика, книги VII, VIII и IX. |
|
|
|
Индивидуум, или первичная
субстанция, представляет собой единое целое, состоящее из материи и формы,
причем каждая из них вносит свой собственный вклад в эту индивидуальную
целостность. |
|
|
|
Материя действует в
качестве субстрата, дающего вещи место в текучей природе. |
|
|
|
Форма определяет и
актуализирует материю, делая ее объектом определенного рода. |
|
|
|
В абстрактном постижении
разумом форма оказывается определением, или сущностью, субстанции и может
быть сделана предикатом первичной субстанции. |
|
|
|
Все остальные категории,
такие, как место, время, действие, количество, качество и отношение,
принадлежат первичной субстанции как ее акциденции. |
|
|
|
Они
не могут существовать сами по себе, но лишь в поддерживающей их
субстанции. |
|
|
|
Слово «бытие» имеет много
значений. |
|
|
|
Есть бытие, которым
обладают вещи в качестве предстоящих уму объектов. |
|
|
|
Есть бытие, которым вещи
обладают в силу своего существования в природе, но это бытие, в свою очередь,
имеет свои разновидности, и важнее всего здесь потенциальное бытие в
противопоставлении актуальному бытию. |
|
|
|
Прежде чем вещь обретает
актуальное существование, она существует как потенциальность в ее, вещи,
разнообразных причинах. |
|
|
|
Эта «сила» (греч.
«дюнамис»), или способность существовать, не есть ничто, это – неполное или
незавершенное состояние, потенция. |
|
|
|
Даже когда причины приводят
к появлению в мире некой материальной сущности, она пребывает все еще в
незавершенном, или несовершенном состоянии, в потенции. |
|
|
|
Однако определяющая эту
сущность формальная причина заставляет ее стремиться к полному завершению и
осуществлению. |
|
|
|
Любая природа стремится к
совершенствованию и ищет совершенства. |
|
|
|
Любая, за исключением
высшей природы неподвижного движителя, Бога. XII книга Метафизики посвящена
анализу этой первопричины всего конечного существования. |
|
|
|
Перводвигатель космоса
должен быть всецело актуализированным и лишенным всякой потенции, иначе
оказалось бы, что его актуализировало что-то ему предшествовавшее. |
|
|
|
Поскольку изменение
является актуализацией потенции, перводвигатель должен быть неизменным,
вечным и лишенным материи, которая есть своего рода потенция. |
|
|
|
Поэтому такое
нематериальное бытие должно быть умом, созерцающим собственное совершенство и
не зависящим от посторонних предметов, которые бы делались объектами его
размышления. |
|
|
|
Не стремясь ни к какой цели
вне самого себя, оно поддерживает вечную деятельность внутри себя и потому
способно служить высшей целью, к которой стремятся все несовершенные
существа. |
|
|
|
Это полностью деятельное и
совершенное бытие – вершина и ключевой момент аристотелевской метафизики. |
|
|
|
Несовершенные предметы мира
обладают реальным существованием лишь в той мере, в какой они, каждый в
соответствии со своей ограниченностью, причастны этому совершенству. |
|
|
|
Практическая философия. |
|
|
|
Теоретическая философия и
наука стремятся к истине ради нее самой. |
|
|
|
Практическая философия
стремится к истине с тем, чтобы дать направление человеческой деятельности. |
|
|
|
Последняя может быть трех
видов: |
|
|
|
1) транзитивная
деятельность, выходящая за пределы деятеля и обращенная на некий внешний
объект, который она преобразует или совершенствует; |
|
|
|
2)
имманентная деятельность человеческого индивидуума, с помощью которой он
стремится усовершенствовать самого себя; |
|
|
|
3) имманентная
деятельность, в которой человеческие индивидуумы сотрудничают друг с другом,
чтобы самосовершенствоваться в рамках человеческого сообщества. |
|
|
|
Каждому из этих видов
деятельности Аристотель посвятил специальные трактаты. |
|
|
|
Риторика – это искусство
воздействовать на других людей с помощью речей и рассуждений, порождая в них
верования и убеждения. |
|
|
|
Риторика Аристотеля
посвящена этому искусству, которое, по сути, является частью Политики. |
|
|
|
Определяя то, что мы бы
назвали «изящными искусствами», как подражание, Аристотель следует Платону. |
|
|
|
Однако целью искусства не
является копирование некой индивидуальной реальности; скорее оно открывает в
этой реальности универсальные и сущностные моменты, по возможности подчиняя
этой цели все случайное. |
|
|
|
В то же время художник – не
ученый, его цель не просто открыть истину, но еще и доставить зрителю особое
удовольствие от постижения истины в подходящем материальном образе, сделав
это с целью очищения чувств, прежде всего – жалости и страха, с тем чтобы наделить
зрителя мощным орудием, служащим его нравственному воспитанию. |
|
|
|
Эти предметы обсуждаются в
Поэтике Аристотеля, важные разделы которой утрачены. |
|
|
|
Все прочие искусства
подчинены деятельности, поскольку их произведения создаются не ради них
самих, но лишь для использования в реальной жизни, определение надлежащего
направления которой является задачей индивидуальной этики. |
|
|
|
К этой теме Аристотель
первоначально обращается в Эвдемовой этике, а более основательный и подробный
разбор содержится в Никомаховой этике. |
|
|
|
Как и любая материальная
субстанция, отдельный человек наделен сложной природой, изначально нацеленной
на то, чтобы достичь полноты и совершенства. |
|
|
|
Однако, в отличие от других
материальных субстанций, в природе человека не заложены непреложные
тенденции, которые бы автоматически вели его к цели. |
|
|
|
Вместо них человеческая
природа наделена разумностью, которая способна верно определить конечную цель
и направить к ней человека. |
|
|
|
Отдельное человеческое
существо должно самостоятельно пользоваться разумом и приучать свои
разнообразные устремления подчиняться разуму. |
|
|
|
Человек может это сделать,
потому что природа наделила его средствами самостоятельно обнаруживать свою
цель и свободно направляться к ней. |
|
|
|
Собирательное название этой
цели, как с большей или меньшей отчетливостью сознают все люди, – это
счастье. |
|
|
|
Счастье представляет собой
полную реализацию всех составляющих человеческой природы на всем протяжении
человеческой жизни. |
|
|
|
Такая жизнь потребует, в
качестве орудий деятельности, определенных материальных вещей, но в еще
большей степени она потребует, чтобы все наши первичные побуждения
реагировать и действовать умерялись направляющим воздействием ума, который
должен пронизывать наше поведение во всех его моментах. |
|
|
|
Наконец, эта жизнь будет
включать удовольствие как венец всей деятельности, хорошей или плохой, но
прежде всего к удовольствию ведет разумная или благая деятельность, согласная
с человеческой природой. |
|
|
|
Для достижения счастья
важнее всего овладеть основными нравственными добродетелями, и этому
посвящена большая часть Никомаховой этики. |
|
|
|
Нравственная добродетель –
это разумная привычка или твердое намерение желать и действовать в
соответствии со здравым смыслом. |
|
|
|
Если не приобретать такие
разумные привычки на всех этапах жизни, здравые поступки станут редкой
удачей. |
|
|
|
Первый толчок к
приобретению подобных привычек должен прийти извне. |
|
|
|
Так, родители могут начать
с того, чтобы наказывать ребенка за эгоистическое поведение и вознаграждать
великодушие. |
|
|
|
Однако ребенок не выучится
подлинному великодушию, пока не поймет, почему данный поступок должен быть
совершен, пока он не будет совершать его ради него самого и пока, наконец, он
не начнет извлекать из совершения такого поступка удовольствие. |
|
|
|
Лишь тогда ум настолько
освоит эту область поведения, что разумный поступок, не нуждаясь в поддержке
извне, будет спонтанно возникать изнутри самого человеческого характера. |
|
|
|
Нравственное воспитание
нельзя считать завершенным до тех пор, пока такого рода «вразумлению» не
подвергнутся все естественные виды реакций и действий. |
|
|
|
Наши пассивные реакции
разделяются на три группы. |
|
|
|
Во-первых, они вызываются
нашими собственными внутренними состояниями. |
|
|
|
Так, все мы по природе
склонны стремиться к тому, что доставляет нам удовольствие. |
|
|
|
Эту реакцию нужно умерять и
ослаблять посредством размышления и анализа, пока не будет достигнута
добродетель умеренности. |
|
|
|
Кроме того, мы по природе
склонны противостоять тому, что препятствует и мешает нашей деятельности, и
склонность эту следует поощрять и усиливать, пока мужество не войдет в
привычку. |
|
|
|
Во-вторых, внешние предметы
возбуждают в нас стремление завладеть ими или их сохранить; эту склонность
следует ослаблять разумной добродетелью щедрости. |
|
|
|
Так же возбуждающе на нас
действуют похвала или осуждение со стороны других людей, и эту склонность
нужно еще более пробуждать и усиливать, пока мы не приобретем не только
уважение окружающих, но и самоуважение, что гораздо сложнее. |
|
|
|
Наконец, всех нас
затрагивают чувства, которые испытывают к нам другие люди, а также поступки,
которые они совершают по отношению к нам, и эти общественные наклонности
должны быть проникнуты разумом и очищены, чтобы стать добродетелью
дружелюбия. |
|
|
|
После того как пассивные
реакции, или страсти, окажутся под контролем разума, мы можем вступить в
жизнь общества, где будем обращаться с другими людьми так, чтобы каждому,
включая самих себя, дать именно то, чего требует ум. |
|
|
|
Это добродетель
справедливости, которая направляет всю общественную деятельность, нашу и
других людей, к общему благу, не делая никаких неразумных исключений и не ища
для себя привилегий. |
|
|
|
Деятельность двух
индивидуумов, которые справедливо обращаются друг с другом, может, если их
многое связывает, в дальнейшем увенчаться дружбой, величайшим природным
благом, которым может обладать человек; ибо когда твои мысли и дела – это
также мысли и дела друга, твое мышление обогащается, а силы возрастают. |
|
|
|
Человек любит друга как
самого себя, причем не ради какого-то особого блага, которое может ему
доставить друг, и не ради удовольствия, которое можно от него получить, но
ради самого этого человека и содержащейся в нем подлинной добродетели. |
|
|
|
Сдерживая свои страсти с
помощью разума и добродетелей умеренности, мужества, щедрости, самоуважения и
дружбы, подчинив свое общественное поведение добродетели справедливости, а
также пользуясь достаточными внешними средствами для деятельности и успехом в
приобретении друзей, можно прожить счастливую жизнь. |
|
|
|
Однако главное в достижении
счастья – чистое мышление и созерцание. |
|
|
|
Лишь им дано постигнуть
истинную цель человеческой жизни и вытекающий отсюда способ поведения, ибо
без отчетливого уяснения природы истинной цели мы достигнем тем худшего
результата, чем с большей ловкостью и рвением возьмемся за дело. |
|
|
|
Поэтому разумные
добродетели созерцания и молитвы лежат в основе всех других. |
|
|
|
Они менее всего нуждаются в
материальной поддержке, всякий человек в состоянии их придерживаться вполне
последовательно и независимо от чего бы то ни было. |
|
|
|
Эти добродетели
увенчиваются чистейшими удовольствиями и обладают наибольшей внутренней
ценностью. |
|
|
|
Они являются выражением
того, что в наибольшей степени отличает нашу человеческую природу и в то же
время является ее наиболее ценной, божественной стороной. |
|
|
|
Человек по своей природе –
политическое животное, для приближения к высшему доступному для него
совершенству он нуждается в сотрудничестве с другими людьми. |
|
|
|
Счастливой жизни можно
достичь лишь вместе с другими людьми, в ходе совместной, взаимодополняющей
деятельности, направленной на общее благо. |
|
|
|
Это общее благо как целое
следует предпочесть индивидуальному благу, которое является его частью. |
|
|
|
Политика должна стоять выше
индивидуальной морали. |
|
|
|
Собственная цель политики –
достижение состояния счастья, а значит, и добродетельного поведения всех
граждан. |
|
|
|
Постановка во главу угла
военных завоеваний или приобретения материальных благ основана на неверном
понимании человеческой природы. |
|
|
|
Экономика, искусство
приобретения и производства материальных благ, имеет в жизни свое законное
подчиненное место, но ее никогда не следует делать самоцелью или придавать ей
слишком большое значение; погоня за благами, превосходящими разумные
потребности, есть ошибка. |
|
|
|
Извращением является, к
примеру, ростовщичество, которое ничего не производит. |
|
|
|
Помимо идеального
государства, рассматриваемого Аристотелем в VIII и X книгах Политики, им
выделяются шесть основных типов политической организации: монархия,
аристократия, полития и три их извращения – тирания, олигархия и демократия. |
|
|
|
Монархия, правление одного
человека, выделяющегося добродетелью, и аристократия, правление многих,
наделенных высокой добродетелью, являются, там где они существуют, здравыми
формами правления, только встречаются они редко. |
|
|
|
С другой стороны, нередки
смешение аристократии с олигархией (правлением богачей) и олигархии с
демократией. |
|
|
|
Такого рода компромиссные,
смешанные формы общественного устройства можно считать относительно здравыми. |
|
|
|
Тирания, худшее из
общественных извращений, возникает, когда царь, которому следует править во
имя общего блага, использует власть для достижения своей личной выгоды. |
|
|
|
Чистая олигархия
представляет собой другой пример эгоистической, односторонней формы
правления, где властители используют свое положение для дальнейшего
обогащения. |
|
|
|
Олигархи, поскольку они
всех превосходят богатством, уверены в своем превосходстве и в иных, более
существенных отношениях, что ведет их к ошибкам и краху. |
|
|
|
При демократии все граждане
в равной мере свободны. |
|
|
|
Из этого демократы
заключают, что они равны во всех прочих отношениях; но это неверно и ведет к
неразумию и беспорядку. |
|
|
|
Однако из трех
односторонних и искаженных форм правления – тирании, олигархии, демократии –
последняя в меньшей степени извращена и опасна. |
|
|
|
В таких дурных государствах
невозможно быть хорошим человеком и хорошим гражданином одновременно. |
|
|
|
В здоровом государстве,
будь то монархия, аристократия или полития, можно быть хорошим и полезным
гражданином, не будучи хорошим человеком, поскольку ключевая роль в политике
принадлежит меньшинству. |
|
|
|
Однако в идеальном
государстве сообщество граждан осуществляет правление над самим собой, а для
этого нужно, чтобы все обладали не только особыми гражданскими добродетелями,
но и добродетелями общечеловеческими. |
|
|
|
Это требует создания более
совершенной системы образования для всех граждан, способной воспитать в них
умственные и нравственные добродетели. |
|
|
|
Конечной целью политики
должно быть приближение к этому идеальному общественному устройству,
позволяющему всем гражданам участвовать в правлении закона и разума. |
|
|
|
Однако в рамках тех
искаженных форм, которые реально имеются в истории человечества, политик
должен стремиться к тому, чтобы избегать крайних извращений, рассудительно
смешивая олигархию с демократией и достигая таким образом относительной
стабильности, когда мир и порядок делают возможным дальнейшее воспитание
граждан и прогресс общества. |
|
|
|
Риторика – орудие
политического искусства, и потому трактат Аристотеля Риторика следует
поместить в один ряд с Политикой. |
|
|
|
Риторика – искусство
убеждения, которое принимает две различные формы. |
|
|
|
В одном случае от слушателя
ничего не требуется, кроме склонности к теории, и потому речь должна носить
аргументированный характер. |
|
|
|
Во втором случае речь
обращена к слушателю, от которого мы хотели бы добиться принятия какого-то
решения. |
|
|
|
Такая практическая речь
разделяется, в свою очередь, на две разновидности: во-первых, можно выделить
судебную речь о каком-либо прошлом событии, подлежащем рассмотрению в суде;
во-вторых – политическую речь о делах будущих. |
|
|
|
В
той или иной конкретной ситуации требуются свои правила и методы
риторического искусства. |
|
|
|
Мышление Аристотеля
направлялось острым ощущением реальности, существующей независимо от людских
мнений и желаний, и глубокой верой в способность человеческого ума, должным
образом примененного, познать эту реальность такой, какая она есть. |
|
|
|
Вместе эти два убеждения
породили в нем беспримерную готовность следовать эмпирическим фактам, куда бы
они ни вели, и незаурядное умение проникать в лежащую за ними сущностную
структуру. Аристотелем было возведено величественное здание теоретического и
практического учения, которое пережило яростные нападки приверженцев иных
взглядов и периоды полного забвения и равнодушия. |
|
|
|
ЛИТЕРАТУРА |
|
|
|
Давид
Анахт. Толкование «Аналитики» Аристотеля. Ереван, 1967 |
|
|
|
Джохадзе Д.В.
Диалектика Аристотеля. М., 1971 |
|
|
|
Воронина
Л.А. Основные эстетические категории Аристотеля. М., 1975 |
|
|
|
Лосев
А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975 |
|
|
|
Аристотель. Сочинения,
тт. 1–4. М., 1976–1984 |
|
|
|
Аристотель.
Риторика. – В кн.: Античные риторики. М., 1978 |
|
|
|
Аристотель и античная
литература. М., 1978 |
|
|
|
Лосев
А.Ф., Тахо-Годи А.А. Аристотель. Жизнь и смысл. М., 1982 |
|
|
|
Аристотель. История животных.
М., 1996 |
|
|
|
Аристотель. Афинская
полития. – В кн.: Античная демократия в свидетельствах современников. М.,
1996 |
|
|
|
Возврат
в начало досье |
|
|
|
|
|
|