|
|
(Home) 42 |
|
|
Асанга |
80,1 |
|
|
ок.310 – 390 |
Буддизм |
|
|
Один из основателей школ
йогачара и махаяна |
Портрет |
|
|
“Махаяна-санграха” |
|
|
|
Tucci G. “On some aspects
of the doctrines of Maitreya and Asanga” Calc., 1930 |
|
|
|
Km.ru |
|
|
|
АСАНГА (санскр. —
Объединитель) (4 в.), |
|
|
|
буддийский мыслитель,
основоположник школы йогачара. |
|
|
|
Родом из Северной Индии,
брат Васубандху. |
|
|
|
Развивал философское учение
махаяны, автор 19 сочинений, в том числе по Абхидхарме и Праджня-парамите.
Асанга подразделяет сознание (виджняна) на 8 видов: 5 чувственных, мышление,
разум (манас) и сознание-сокровищница (алая-виджняна). |
|
|
|
Последнее, в отличие от
Атмана в индуизме, содержательно постоянно меняется, а входящие в него семена
(биджа) дхармо-частиц и кармы дают жизнь особям, вращающимся в сансаре.
«Непрорастание» семян из-за ослабления силы кармы означает приближение к
нирване. |
|
|
|
Их множественность
иллюзорна, т. к. семя — это частичка единого сознания Будды. |
|
|
|
Задачей познания для Асанги
являлось доказательство нереальности этой множественности как продукта
вымысла (кальпана) и реальности только сознания (виджняна-матра), которое для
него тождественно нирване («Махаяна-санграха» — «Собрание махаяны»). |
|
|
|
Асанга защищает идеал
бодхисаттвы, он также выдвинул новую махаянскую доктрину трех тел Будды. |
|
|
|
Высшая реальность
(состояние Будды) предстает в неописуемом Теле Закона (дхарма-кайя); в Теле
наслаждения, или блаженства (самбхога-кайя), которое является главным
объектом созерцания мастеров йогической медитации, представляющих его в виде
различных небес, населенных святыми и буддами; в Теле воплощения
(нирмана-кайя). |
|
|
|
В последнем Будда приходил
уже неоднократно к людям возвещать Закон («Йогачара-бхуми-шастра»,
«Махаяна-санграха»). |
|
|
|
С мадхьямикой Асанга
разошелся в нескольких вопросах, хотя, по-видимому, происходил из этой школы
(ему принадлежит комментарий на «Строфы о срединности» Нагарджуны). |
|
|
|
Для Асанги нирвана реальна,
а самсара нереальна, тогда как для мадхьямиков они обе нереальны. |
|
|
|
В полемике Асанга считал
возможным доказывать махаянские положения, выдвигая тот или иной довод, тогда
как ранние мадхьямики только в опровержении любых доводов видели правильную
позицию. |
|
|
|
Труды Асанги до сих пор
оказывают огромное влияние на индийский буддизм, в том числе на философское
обоснование ваджраяны, а также на буддизм Центральной Азии и Дальнего
Востока. |
|
|
|
В. П. Андросов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|