(Home) 42  
  Асанга 80,1  
  ок.310 – 390 Буддизм  
  Один из основателей школ йогачара и махаяна Портрет  
  “Махаяна-санграха”    
  Tucci G. “On some aspects of the doctrines of Maitreya and Asanga” Calc., 1930    
  Km.ru    
  АСАНГА (санскр. — Объединитель) (4 в.),    
  буддийский мыслитель, основоположник школы йогачара.    
  Родом из Северной Индии, брат Васубандху.    
  Развивал философское учение махаяны, автор 19 сочинений, в том числе по Абхидхарме и Праджня-парамите. Асанга подразделяет сознание (виджняна) на 8 видов: 5 чувственных, мышление, разум (манас) и сознание-сокровищница (алая-виджняна).    
  Последнее, в отличие от Атмана в индуизме, содержательно постоянно меняется, а входящие в него семена (биджа) дхармо-частиц и кармы дают жизнь особям, вращающимся в сансаре. «Непрорастание» семян из-за ослабления силы кармы означает приближение к нирване.    
  Их множественность иллюзорна, т. к. семя — это частичка единого сознания Будды.    
  Задачей познания для Асанги являлось доказательство нереальности этой множественности как продукта вымысла (кальпана) и реальности только сознания (виджняна-матра), которое для него тождественно нирване («Махаяна-санграха» — «Собрание махаяны»).    
  Асанга защищает идеал бодхисаттвы, он также выдвинул новую махаянскую доктрину трех тел Будды.    
  Высшая реальность (состояние Будды) предстает в неописуемом Теле Закона (дхарма-кайя); в Теле наслаждения, или блаженства (самбхога-кайя), которое является главным объектом созерцания мастеров йогической медитации, представляющих его в виде различных небес, населенных святыми и буддами; в Теле воплощения (нирмана-кайя).    
  В последнем Будда приходил уже неоднократно к людям возвещать Закон («Йогачара-бхуми-шастра», «Махаяна-санграха»).    
  С мадхьямикой Асанга разошелся в нескольких вопросах, хотя, по-видимому, происходил из этой школы (ему принадлежит комментарий на «Строфы о срединности» Нагарджуны).    
  Для Асанги нирвана реальна, а самсара нереальна, тогда как для мадхьямиков они обе нереальны.    
  В полемике Асанга считал возможным доказывать махаянские положения, выдвигая тот или иной довод, тогда как ранние мадхьямики только в опровержении любых доводов видели правильную позицию.    
  Труды Асанги до сих пор оказывают огромное влияние на индийский буддизм, в том числе на философское обоснование ваджраяны, а также на буддизм Центральной Азии и Дальнего Востока.    
  В. П. Андросов    
       


Используются технологии uCoz