8

 

 

Аврелий (Марк Аврелий Антонин  /Marcus Aurelius Antoninus/)

58,9

 

 

26.4.121. Рим, - 17.3.180, Виндобона (ныне Вена)

Стоицизм

 

 

 

Портрет

 

 

“К самому себе”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Энциклопедия Кольера ("Мир вокруг нас")

 

 

1

km.ru

 

 

 

АВРЕЛИЙ (Aurelius) Марк (121-180)

 

 

 

римский император с 161 из династии Антонинов.

 

 

 

Опирался на сенаторское сословие.

 

 

 

Восстановил римский протекторат над Арменией и захватил Месопотамию в войне 162-166 с парфянами; в 166-180 вел т. н. Маркоманскую войну.

 

 

 

Представитель позднего стоицизма (философское сочинение «Размышления»).

 

 

 

* * *

 

 

 

МАРК АВРЕЛИЙ Антонин (Marcus Aurelius Antoninus)

 

 

 

(26 апреля 121, Рим — 17 марта 180, Сирмий, Нижняя Паннония), римский император, представитель позднего стоицизма, автор философских «Размышлений».

 

 

 

Сын претора Анния Вера, принадлежал к знатному испанскому роду.

 

 

 

В детстве, по воле Адриана, был усыновлен будущим императором Антонином Пием.

 

 

 

Получил прекрасное образование, специально изучал право. 7 марта 161 вместе с Луцием Вером, также усыновленным Антонином Пием, был провозглашен императором.

 

 

 

На время правления Марка Аврелия пришлись наводнение Тибра, восстания британцев и германцев, успешные для римлян войны с Арменией и Парфией, длительная война с маркоманами.

 

 

 

Большую часть жизни император провел в военных походах, пытаясь отразить варваров, теснивших римские границы.

 

 

 

В то же время он заботился о внутреннем благоустройстве империи, уделяя особое внимание законодательству и судопроизводству.

 

 

 

Лично принимал участие в заседаниях сената, в судебных разбирательствах.

 

 

 

Сборник рескриптов Марка Аврелия под названием Semestria пользовался авторитетом у юристов последующих поколений.

 

 

 

Умер от чумы во время войны с маркоманнами.

 

 

 

Марк Аврелий был человеком нравственным и скромным.

 

 

 

С юности вел воздержанный образ жизни: носил простой греческий плащ, спал на земле, избегал развлечений.

 

 

 

Терпеливо старался переносить все превратности, посланные ему жизнью, «не замечая» бездарности соправителя Луция Вера, распутства своей жены Фаустины Младшей, дочери Антонина Пия, непонимания окружающих людей, дурных наклонностей своего сына Коммода, которого окружил лучшими воспитателями и учителями (впоследствии он стал одним из самых жестоких императоров в истории Рима).

 

 

 

«Размышления» («К самому себе»), написанные Марком Аврелием по-гречески и найденные после его смерти в походном шатре (впервые изданы в 12 книгах в 1558 с параллельным латинским переводом), в кратких, подчас афористических высказываниях формулируют стоические воззрения этого философа на троне:

 

 

 

«Время человеческой жизни — миг; ее сущность — вечное течение; ощущение смутно, строение всего тела бренно; душа неустойчива, судьба загадочна; слава — недостоверна. Все относящееся к телу подобно потоку, относящееся к душе — сновидению и дыму. Жизнь — борьба и странствие на чужбине. Но что может вывести на путь? Ничто, кроме философии. Философствовать же — значит оберегать внутреннего гения от поношения и изъяна, добиваться, чтобы он стоял выше наслаждения и страданий...».

 

 

 

В последующие века Марк Аврелий признавался одним из лучших императоров Рима.

 

 

 

Конная статуя Марка Аврелия на Капитолии в Риме (в средние века считавшаяся монументом Константина Великого) — самый знаменитый памятник искусства его времени.

 

 

 

«К самому себе» и философские взгляды Марка Аврелия

 

 

 

Единственное сочинение «К самому себе» («Размышления») — философский "дневник" (состоящий из отдельных рассуждений) в жанре диатрибы, — является одним из лучших памятников моралистической литературы.

 

 

 

По сравнению с Сенекой и Эпиктетом Марк Аврелий менее оригинален; его значимость — в личном и свободном отношении к «сумме» стоических догм, которым у Марка Аврелия сопутствуют гераклитовские эпикурейские и платонические мотивы при общем скептическом настрое.

 

 

 

Интересы Марка Аврелия сосредоточены в области практической этики: гносеология, космология и теоретическая этика интересуют его только как пропедевтика.

 

 

 

Космос есть целесообразно упорядоченное целое (VIII 5 и др.), управляемое промыслом, или всеобщим разумом (V 32; VI 5), тождественным материальной божественной пневме.

 

 

 

Однако основа стоического мировоззрения (аналитическое соединение понятий «космос» и «разум») становится у Марка Аврелия объектом скептической оценки и последующего выбора: либо промысл и целесообразность с их неизбежными издержками, либо хаос атомов (IX 39).

 

 

 

Но и признание первого не устраняет сомнений в познаваемости мира (V 10; VII 32; IX 41), представления о котором пронизаны мотивами вечного обновления (VI 16; IX 28), хотя стоическое учение о «воспламенении» упоминается лишь вскользь (III 3).

 

 

 

Душа человека тождественна «пневматическому» началу, разум (истечение, частица мирового разума - IX 6) — ведущему (II 2; XV 3).

 

 

 

Подобно Панецию, Посидонию и Сенеке, Марк Аврелий отвергает психологический монизм Ранней Стои: ведущее резко отделяется от влечений, разум (иногда отождествляемый с личным «демоном» — II 13; V 27) противопоставляется не только душе, но порой (в платоническом духе) и веществу в целом (XII 2-3).

 

 

 

Счастье заключено в добродетели — философском согласии со всеобщим разумом (III 6; IV 16; VIII 54).

 

 

 

Нужно обратиться к самому себе, сообразовать свое разумное начало (которое единственно в «нашей власти») с природой целого и так обрести бесстрастие (III 7; V 15; 32; XI 18).

 

 

 

Все предопределено от века (X 5), мудрец принимает судьбу как должное и любит свой жребий (IV 26; VII 54).

 

 

 

Однако Марк Аврелий (как и все стоики) заинтересован в обосновании автономии морального выбора.

 

 

 

Добродетель должна подчиняться иной причинности, нежели природные явления: какую бы картину мира ни выбрал человек — стоическую, атомистическую и т. п. — он должен сделать себя достойным божественной помощи (X 6-7; XI 18; XII 14).

 

 

 

Теодицея вполне традиционна: зло имеет исключительно моральный характер, и боги не отвечают за него (VI 41-42).

 

 

 

Иногда у Марка Аврелия проглядывает огрубленный интеллектуализм уже платонического толка — пороки суть следствие неведения (IV 3; XI 18).

 

 

 

С Сенекой, Эпиктетом, а также с христианским учением (при отрицательном отношении к христианам — XI 3) Марка Аврелия сближают призывы к гуманности, к заботе о душе, к осознанию своей греховности (II 6; 8; VII 31; IX 4-5); космополитический пафос обретает особый смысл в устах повелителя мировой империи (IV 4).

 

 

 

В обостренном личном отношении к божеству, в пессимизме, близком к трагической безысходности, выражается характерное для Поздней Стои сочетание философской спекуляции с интимным религиозным чувством.

 

 

 

В. Е. Сусленков, А. А. Столяров

 

 

2

Энциклопедия Кольера ("Мир вокруг нас")

 

 

 

МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН (Marcus Aurelius Antoninus) (121–180),

 

 

 

римский император и философ.

 

 

 

Родился в Риме, в семье имевшего испанские корни (и консулов в числе предков) Анния Вера, шурина будущего императора Антонина Пия, и Домиции Луциллы, семья которой вела в окрестностях Рима крупное черепичное производство.

 

 

 

При рождении получил имя Марк Анний Вер.

 

 

 

С малых лет пользовался благосклонностью императора Адриана, который лично заботился о его воспитании и готовил к занятию высшего поста в государстве.

 

 

 

В 138 Адриан, которому оставалось жить всего несколько месяцев, усыновил Антонина Пия (т.е. официально назначил его своим преемником), с тем условием, чтобы тот сразу же усыновил Марка (после усыновления – Марк Элий Аврелий Вер) и Луция Цейония Коммода (130–169, после усыновления – Луций Элий Аврелий Коммод), как следующих кандидатов на престол.

 

 

 

В 145 Марк Аврелий женился на двоюродной сестре, дочери Антонина Пия Фаустине Младшей, которая родила ему по крайней мере 13 детей.

 

 

 

Около 146–147 он охладел к риторике и, ознакомившись с учением Эпиктета, стал убежденным стоиком.

 

 

 

О жизни Марка Аврелия в этот период, вплоть до 161, практически ничего не известно.

 

 

 

После смерти Антонина Пия в 161 Марк Аврелий был провозглашен императором, но тут же запросил сенат о предоставлении равных с ним полномочий.

 

 

 

Луцию (мы знаем его как императора под именем Луций Вер).

 

 

 

Это был первый случай совместного принципата в Римской империи.

 

 

 

Чтобы упрочить связь между императорами, дочь Марка Аврелия Анния Луцилла была помолвлена с Луцием Вером.

 

 

 

Практически все правление Марка Аврелия, который по своей природе был не склонен к войнам, вылилось в череду военных конфликтов.

 

 

 

Вначале империи угрожало восстание в Британии и нападение германского племени хаттов.

 

 

 

Когда спокойствие на Западе было востановлено, парфяне захватили Армению и разгромили две римские армии.

 

 

 

Туда направился Луций Вер, и благодаря решительности его военачальников Армению удалось отвоевать (163–164), а Месопотамия стала зависимой от Рима (165–166).

 

 

 

Однако возвращавшиеся с победой войска занесли в империю смертоносную болезнь, эпидемия которой произвела ужасные опустошения среди населения.

 

 

 

За мором последовали другие бедствия: голод, наводнения, землетрясения, в 166 германцы вторглись даже в северную Италию, но в 168 их удалось вытеснить из страны.

 

 

 

В 169 Луций Вер умер, и Марк Аврелий остался единоличным правителем.

 

 

 

В том же году имперские сокровища были проданы с торгов, и с 170 по 174 Марк Аврелий находился при действующей армии на Дунае, воюя с маркоманнами и квадами.

 

 

 

В 175 Гай Авидий Кассий, талантливый полководец, имевший широчайшие полномочия на Востоке, объявил себя императором, воспользовавшись слухами о смерти Марка Аврелия.

 

 

 

Мятеж был быстро подавлен, а Кассий убит, однако это вынудило императора покинуть придунайские области, удовлетворившись достигнутыми завоеваниями.

 

 

 

К северу от Дуная были созданы ничейные области, куда римляне приглашали на поселение варварские племена, требуя от них лишь защиты римских границ.

 

 

 

Это были первые шаги по заселению иноземцами отдаленных рубежей империи.

 

 

 

Марк Аврелий, поспешивший на подавление выступления Кассия, продолжил свою поездку по Востоку, а в 176 отпраздновал в Риме, где не был 8 лет, свой триумф.

 

 

 

Вероятно, тогда же была возведена триумфальная колонна Марка Аврелия (в 1589 на установленной заново колонне была водружена статуя апостола Павла), украшенная по всей высоте барельефами.

 

 

 

В 177 Марк Аврелий сделал сына Коммода своим соправителем.

 

 

 

Обстановка на дунайском рубеже вновь потребовала его присутствия.

 

 

 

В 178 римляне одержали здесь важные, хотя и не окончательные победы, но внезапно Марк Аврелий умер (возможно, от чумы).

 

 

 

За два дня до смерти он представил Коммода своим друзьям и войску как будущего императора.

 

 

 

Весьма интересен характер, раскрывающийся перед нами в принадлежащих Марку Аврелию дневниковых записях на греческом языке (обычно публикуются под названием Размышления, но сам автор называл их К самому себе).

 

 

 

Здесь нет оригинальных мыслей, проникнутые духом стоической философии записи интересны именно тем, что не предназначались для опубликования и являются свидетельством мироощущения незаурядного человека той эпохи.

 

 

 

При Марке Аврелии христианство оставалось на положении запрещенной религии, и хотя сам император не предпринимал мер по его искоренению, имеющихся законов было достаточно для того, чтобы в разных частях империи происходили гонения и совершались казни христиан.

 

 

 

Император поддерживал традиционную римскую религию как важную часть государственной системы и потому усматривал в христианах и их учении угрозу для существующего порядка.

 

 

 

Следуя собственному представлению об обязанностях императора, Марк Аврелий тщательно следил за действиями местной администрации, уделял много внимания реформе законодательства и сбору налогов.

 

 

 

Это был последний из «пяти добрых императоров» в Риме.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

 

Марк Аврелий Антонин. Размышления. М., 1985

 

 

 

Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира. М., 1991

 

 

 

Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995

 

 

 

Возврат в начало досье

 

 

 

 

 

 

 

Используются технологии uCoz