|
|
||
|
Аверроэс (Ибн Рушд Абу-аль-Валид Мухаммед ибн Ахмет) |
72,0 |
|
|
1126, Кордова – 1198, Марракеш, Марокко |
Аристотелизм |
|
|
Комментатор Аристотеля, автор энциклопед.труда по медицине |
Портрет |
|
“Опровержение опровержения ” |
|
|
|
Энциклопедия Кольера ("Мир вокруг нас") |
|
|
|
km.ru |
|
|
|
|
ИБН РУШД (Ибн Рошд) (латинизир. Аверроэс) (1126-98) |
|
|
|
арабский философ и врач, представитель арабского аристотелизма. |
|
|
|
Жил в Андалусии и Марокко, был судьей и придворным врачом. |
|
|
|
В трактате «Опровержение опровержения» отверг отрицание философии, с которым выступил Газали. |
|
|
|
Разграничение Ибн Рушдом «рациональной» религии (доступной образованным) и образно-аллегорической религии (доступной всем) явилось одним из источников учения о двойственной истине. |
|
|
|
Рационалистические идеи Ибн Рушда оказали большое влияние на средневековую философию, особенно в Европе (аверроизм). |
|
|
|
Автор энциклопедического медицинского труда. |
|
|
|
*** |
|
|
|
ИБН РУШД (полн. имя Абу-ль Валид Мухаммед Ибн-Ахмед Ибн-Рошд, |
|
|
|
известный латинскому Западу как Аверроэс, Averrhoes) |
|
|
|
(1126, Кордова — 10 декабря 1198, Марракеш, государство Альмохадов, ныне Марокко), |
|
|
|
арабский философ и врач, последний из знаменитых представителей восточного аристотелизма. |
|
|
|
При дворе кордовского халифа |
|
|
|
Благодаря знатному происхождению (дед и отец Ибн Рушда занимали должность великого кадия, т.е. главного судьи Кордовы) и прекрасным способностям будущий философ получил блестящее образование, изучал мусульманское богословие и право, философию, медицину и математику. |
|
|
|
Обширные знания Ибн Рушда не остались невостребованными: его приблизил к себе халиф Абу-Якуб, известный покровитель наук и искусств. |
|
|
|
Именно по его указанию Ибн Рушд в 1160-х годах начал работу по комментированию сочинений Аристотеля. |
|
|
|
Несмотря на свои ученые занятия, Ибн Рушд не чуждался и государственной службы. |
|
|
|
С 1171 он занимал должность великого кадия Кордовы, унаследованную от отца, а в 1182 стал личным врачом Абу Якуба. |
|
|
|
Высокое положение он сохранил и при наследнике Абу Якуба Абу-Юсуфе, ставшего халифом в 1184 году. |
|
|
|
Тем не менее в 1195 году группа мусульманских богословов осудила некоторые философские идеи Ибн Рушда как несовместимые с учением ислама. |
|
|
|
В результате по указу халифа философ был сослан в небольшое еврейское поселение под Кордовой; его сочинения, сомнительные с точки зрения ортодоксов, должны были быть сожжены. |
|
|
|
Впрочем, ссылка длилась недолго, вскоре Абу Юсуф вернул Ибн Рушда к своему двору и восстановил его во всех правах. |
|
|
|
Однако, изгнание подорвало здоровье престарелого философа. 10 декабря 1198 Ибн Рушд скончался. |
|
|
|
Комментарии к Аристотелю |
|
|
|
В историю европейской философии Ибн Рушд вошел под именем Комментатора: практически все мыслители средневекового Запада воспринимали его именно как толкователя учения Аристотеля. |
|
|
|
Возможно, он и сам рассматривал себя в этом же качестве; по крайней мере, его преклонение перед греческим философом не знало границ. |
|
|
|
В одном из своих сочинений Ибн Рушд писал: «Учение Аристотеля есть высшая истина, ибо его ум — предел человеческого ума. |
|
|
|
Поэтому правильно будет сказать, что он был создан и дан нам божественным провидением, чтобы мы познали то, что можно познать». |
|
|
|
Многие произведения Аристотеля Ибн Рушд комментировал трижды: сначала в виде коротких парафраз, затем в виде компендиумов, или средних комментариев, и, наконец, в виде объемистых и обстоятельных комментариев. |
|
|
|
Перу арабского мыслителя принадлежит и значительное число произведений, посвященных отдельным философским проблемам, а также вопросу об отношениях философии и религии. |
|
|
|
Характерно, что часть сочинений Ибн Рушда сохранилась только в латинских и еврейских переводах. |
|
|
|
Разум и вера |
|
|
|
Одним из наиболее существенных разделов учения Ибн Рушда является его трактовка взаимоотношения философии и религии, которая, вероятно, и послужила основной причиной вышеупомянутых гонений на философа. |
|
|
|
Защищая философское знание от атак мусульманских ортодоксов, прежде всего, последователей аль-Газали, автора знаменитого «Опровержения философов», Ибн Рушд разработал концепцию, согласно которой, по мнению одних толкователей, философский разум находится в гармонии с религиозной верой, а по мнению других — религия ставится в подчиненное положение по отношению к философии |
|
|
|
Прежде всего, Ибн Рушд утверждает, что мусульманский закон предписывает изучение философии, поскольку именно философия является путем к истине, а цель и смысл закона — научение истине. |
|
|
|
Однако далеко не всякий человек способен постичь истину через философию, а потому Закон санкционирует и другие пути к истине, различающиеся сообразно трем категориям людей, каковыми являются риторики (хитабийун), диалектики (джадалийун) и аподиктики (достоверности) (бурханийун). |
|
|
|
Если подлинные философы принадлежат к категории аподиктиков, удовлетворяющихся только строгим аподиктическим знанием и постигающих истину во всей ее целостности, то прочие люди способны воспринять только ущербную истину, достигнутую посредством вероятностных заключений (диалектики), или вовсе — через воздействие на чувства и воображение проповедей и наставлений (риторики). |
|
|
|
Последние две категории людей — это богословы и простые верующие, которые всю истину, которая доступна их скромному разумению, должны черпать из Корана. |
|
|
|
Потому-то священная книга и содержит в основном аргументы диалектического и риторического характера, ведь ее основная цель — привести к истине неспособное к философии большинство. |
|
|
|
Но что же делать, если тот или иной стих Корана противоречит аподиктическому знанию философов? |
|
|
|
В таком случае, говорит Ибн Рушд, Коран надо толковать аллегорически, а не буквально. |
|
|
|
Но заниматься этим должны вовсе не богословы, а философы, поскольку лучший способ рассуждения — аподиктический силлогизм, а искусством такой силлогистики в полной мере владеют только философы. |
|
|
|
Но эти аллегорические толкования ни в коем случае не должны выходить за пределы узкого круга аподиктиков и становиться известными нефилософам, поскольку последние должны почти всегда воспринимать Коран буквально. |
|
|
|
В буквальном понимании священной книги низшими категориями людей Ибн Рушд видит залог духовного здоровья общества, ибо любое аллегорическое толкование некоторых положений, например, о личном бессмертии, может привести простого человека к неверию и в конечном счете к эпикуреизму, понимаемому философом как ложная теория, провозглашающая целью существования человека удовлетворение чувственных влечений. |
|
|
|
Итак, религия объединяет людей, учит их истине в той мере, в какой они способны ее воспринять, а потому философ ни в коем случае не должен выступать против религии. |
|
|
|
Полемика с аль-Газали. |
|
|
|
Вопрос о бессмертии души |
|
|
|
Философское учение Ибн Рушда также несет сильный отпечаток его полемики с мусульманскими богословами. |
|
|
|
Как известно, аль-Газали обвинил философов, преимущественно перипатетиков и прежде всего — Ибн Сину и аль-Фараби) в неверии на основании трех основных пунктов: |
|
|
|
1) философы утверждают, что мир вечен; |
|
|
|
2) они считают, что Бог не может познавать индивидуальные вещи;3) они отрицают бессмертие души. |
|
|
|
Ибн Рушд отмел обвинение аль-Газали, указав, что в данных вопросах философы ни в чем не отступают от положений ислама. |
|
|
|
В самом деле, говорит он, в отношении вечности мира имеет место простое недопонимание. |
|
|
|
И богословы и философы признают, что есть три вида сущего: возникшее благодаря чему-то во времени (вещи, подверженные возникновению и уничтожению); невозникшее и независящее ни от чего (Бог); невозникшее, но сущее благодаря чему-то (мир в целом). |
|
|
|
Итак, мир имеет характер и первого и второго вида сущего, но богословы делают акцент на первом, а философы — на втором. |
|
|
|
Что касается познания Богом индивидуальных вещей, то Ибн Рушд признает, что таковое познание может иметь место, более того, настаивает на этом. |
|
|
|
Однако философ оговаривается, что нельзя говорить о том, что Бог познает универсальное и индивидуальное разными способами, поскольку такое утверждение дает слишком антропоморфное представление о Боге. Напротив, познание Бога носит необъяснимый трансцендентальный характер, оно есть одновременно и познание индивидуального, и познание общего. |
|
|
|
В отношении вопроса о личном бессмертии позиция Ибн Рушда более чем туманна. |
|
|
|
Его учение о действующем и материальном разуме, по всей видимости, не допускает личного бессмертия, но прямо об этом Ибн Рушд нигде не говорит (это, впрочем, может быть связано и с его нежеланием атаковать один из основных догматов ислама). |
|
|
|
Следует признать, что в целом его психология носит достаточно противоречивый характер и допускает различные толкования. |
|
|
|
Последователи Ибн Рушда из христианских стран, так называемые «латинские аверроисты» утверждали, что согласно Ибн Рушду, индивидуальная человеческая душа не обладает способностью к самостоятельному познанию, но познает только благодаря действующему разуму — подателю интеллигибельных форм — который является сверхиндивидуальной духовной субстанцией и един для всего человеческого рода. |
|
|
|
Аверроэс и философы Европы |
|
|
|
Учение Ибн Рушда оказало значительное влияние прежде всего на философию христианского Запада. |
|
|
|
В латинском аверроизме получила развитие теория двух истин. |
|
|
|
Движение латинских аверроистов (Сигер Брабантский) в некотором смысле определило философский климат эпохи Высокой Схоластики. |
|
|
|
Достаточно вспомнить, что жаркую полемику с аверроистами вели многие выдающиеся мыслители того времени — св. Бонавентура, Альберт Великий, св. Фома Аквинский, Дунс Скот и другие. |
|
|
|
Врач-энциклопедист |
|
|
|
Собственные клинические наблюдения Ибн Рушда и других врачей собраны в свод медицинских трудов Китаб аль-коллият в 7 книгах (в Европе сочинение известно как Colliget). |
|
|
|
А. В. Апполонов |
|
|
Энциклопедия Кольера ("Мир вокруг нас") |
|
|
|
|
ИБН РУШД, или Аверроэс (1126–1198) |
|
|
|
испано-арабский философ и врач, родился в Кордове (Испания) в знатной семье. |
|
|
|
Будучи исключительно талантливым и разносторонним человеком, Ибн Рушд занимал несколько важных постов. |
|
|
|
Подобно отцу и деду, он служил кадием (судьей) в Кордове, а затем в Севилье; благодаря глубоким познаниям в медицине был назначен придворным врачом. |
|
|
|
На протяжении почти всей жизни Ибн Рушд пользовался преимуществами своего положения и дружбы с халифами, которые ему благоволили, поддерживая развитие образования и научных исследований. |
|
|
|
В этих благоприятных условиях он написал труды по естествознанию и философии. |
|
|
|
Его сочинение Опровержение опровержения (Тахафут ат-тахафут) было написано в защиту греческой философской традиции против нападок ортодоксального мыслителя Аль-Газали. |
|
|
|
Пытаясь выяснить истинный смысл философии Аристотеля, Ибн Рушд написал обширные комментарии к большей части аристотелевских произведений, которые принесли ему славу и сделали влиятельной фигурой среди еврейских и христианских философов. |
|
|
|
В поздний период жизни мыслитель стал жертвой религиозных гонений на науку и философию, был сослан и заключен в тюрьму, но незадолго до смерти восстановлен в правах. |
|
|
|
Однако преследования на религиозной почве положили конец его влиянию на мусульманскую мысль. |
|
|
|
Умер Ибн Рушд в Марракеше (Марокко) в 1198. |
|
|
|
К концу 12 в. большинство произведений Ибн Рушда было переведено на латинский язык. |
|
|
|
Комментарии к трудам Аристотеля получили общее признание; его даже прозвали Комментатором. |
|
|
|
Тем не менее трактовка Ибн Рушдом отношения философии и религии (послужившая причиной его расхождений с традиционной мусульманской мыслью) вызвала один из самых известных споров в христианской философии 13 в. |
|
|
|
Философская истина, на его взгляд, содержится в трудах Аристотеля; религиозная истина есть истина, приспособленная к пониманию обычного человека. |
|
|
|
Данное понимание философии и религии было воспринято некоторыми христианскими последователями Ибн Рушда, которые истолковали его таким образом, что существует два рода истин – философская истина и религиозная истина, которые могут противоречить друг другу и тем не менее оставаться истинами (теория двойственной истины). |
|
|
|
Приняв теорию двойственной истины, последователи Ибн Рушда без труда согласились с его толкованием идей Аристотеля, даже с теми из них, которые находились в разительном противоречии с христианским учением. |
|
|
|
Например, по Ибн Рушду, Аристотель якобы полагал, что человеческая душа является частью единого всеобъемлющего разума и потому не может считаться вполне индивидуальной и бессмертной. |
|
|
|
Это явно противоречило учению о бессмертии души отдельного человека – самой сердцевине христианского учения. |
|
|
|
В комментариях Ибн Рушда содержались и другие толкования Аристотеля, которые было столь же трудно примирить с христианством. |
|
|
|
Вскоре было признано, что последователи Ибн Рушда придерживаются неортодоксальных взглядов, и это навлекло на них нападки ортодоксов. |
|
|
|
Поскольку источником отклонений считался Аристотель, он и сам оказался под подозрением, что составляло главную трудность для всех философов 13 в., которые пытались приспособить аристотелевскую мысль к христианской теологии. |
|
|
|
Под угрозой оказалась даже попытка Фомы Аквинского осуществить синтез системы Аристотеля и христианской теологии. |
|
|
|
Хотя идеи Ибн Рушда отвергались и даже были официально осуждены в 1277, его последователи хранили как теорию двойственной истины, так и его интерпретацию Аристотеля. |
|
|
|
На всем протяжении позднего Средневековья и в эпоху Возрождения его труды служили источником вдохновения для тех, кто считал необходимым разделение философии и науки, с одной стороны, и теологии – с другой. |
|
|
|
Этот взгляд имел важные отзвуки даже в сфере политической мысли, поскольку именно аверроисты в 14 в., распространив на сферу политики понятие двойственной истины, приводили доказательства в пользу отделения церкви от государства. |
|
|
|
Кроме комментариев, значительная часть которых уцелела, в латинском и арабском вариантах сохранились труды Ибн Рушда по грамматике, астрономии, медицине и праву. |
|
|
|
ЛИТЕРАТУРА |
|
|
|
Ибн Рушд. Опровержение опровержения (фрагменты). – В кн.: Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока 9–14 вв. М., 1961 |
|
|
|
|
|