|
|
(Home)7 |
|
|
Авиценна (Ибн-Сина Абу Али Хусейн ибн Абдаллах) |
56,9 |
|
|
16.08.980 с.Афшана, близ
Бухары – 18.6.1037 |
|
|
|
|
Портрет |
|
|
“Избранные философские
произведения”, - М., 1980 |
|
|
|
“Получаемое и достигаемое” |
|
|
|
“Книга знания” |
|
|
|
“Книга исцеления” |
|
|
|
“О классификации
рационалистических наук” |
|
|
|
“О душе великого мудреца” |
|
|
|
“Трактат об обосновании
пророчества” |
|
|
|
“Трактат о любви” |
|
|
|
“Мерило разума” |
|
|
|
“Метафизика” |
|
|
|
“Канон врачебной науки” |
|
|
|
“Автобиография” |
|
|
1 |
Энциклопедия Кольера ("Мир вокруг нас") |
|
|
|
km.ru |
|
|
|
ИБН СИНА (латинизир.
Авиценна, Avicenna,) (ок. 980-1037), |
|
|
|
ученый, философ, врач,
музыкант. Жил в Ср. Азии и Иране, был врачом и везиром при разных правителях.
В философии продолжал традиции арабского аристотелизма, отчасти
неоплатонизма. Основные философские сочинения — «Книга исцеления», «Книга
указаний и наставлений» и др. — содержат также естественно-научные воззрения,
музыкально-теоретические положения Ибн Сины. Трактаты Ибн Сины были
необычайно популярны на Востоке и на Западе; энциклопедия теоретической и
клинической медицины «Канон врачебной науки» (в 5 ч.) — обобщение взглядов и
опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей — была много
веков обязательным руководством, в т. ч. в средневековой Европе (ок. 30
латинских изданий). |
|
|
|
* * * |
|
|
|
ИБН СИНА Абу Али Хусейн
Абдаллах (латинизированное — Авиценна) (16 августа 980, Афшана, близ Бухары —
18 июня 1037, Хамадан, Иран), философ, ученый, поэт, врач. |
|
|
|
Жизнь |
|
|
|
Иранец по происхождению. Его
биография, составленная им самим (охватывает первые 30 лет жизни) и
продолженная его учеником ал-Джузджани, сохранилась в трех близких редакциях.
Начальное образование получил от отца — чиновника саманидской администрации,
принадлежавшего к исмаилитам. Отличаясь незаурядными способностями, уже к 10
годам знал наизусть Коран и освоил словесные дисциплины (грамматику
персидского и арабского языков, поэтику, риторику, литературу и историю).
Математику изучал у торговца Махмуда Массоха, логику и фикх (мусульманское
право) — у Исмаила Захида, медицину — у бухарского врача Абу Мансура Камари.
Философии обучался у ученого Абу Абдаллаха Натили, которого вскоре превзошел
в знаниях. С 15 лет начал заниматься самостоятельно и к 18 годам уже сложился
как зрелый ученый; в это время он стал известен в Бухаре и как искусный врач.
В 1002 вскоре после смерти отца переезжает в столицу Хорезма Гургандж (ныне
Ургенч), научная жизнь которого концентрировалась вокруг «Академии Мамуна»,
объединявшей крупных ученых. В 1008 после отказа Ибн Сины поступить на службу
к султану Махмуду Газневи благополучная жизнь сменилась годами скитания по
Хорасану и Табаристану. Некоторые работы он писал в седле во время своих
долгих переездов. В 1015-24 жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с
весьма активным участием в политических и государственных делах эмирата
(занимал посты визиря и придворного врача эмира Хамадана Шамс ад-Давла).
После смерти эмира за попытку перейти на службу к правителю Исфахана на
четыре месяца был заточен в крепость. В последние годы жизни служил в
Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла. |
|
|
|
Труды |
|
|
|
Сохранилась значительная
часть философских и научных сочинений Ибн Сины. Его работы, написанные в
основном по-арабски (некоторые — на фарси), охватывают, помимо философских
дисциплин, химию, геологию, грамматику, поэтику, историю, кораническую
экзегетику, мистику. На формирование его философских взглядов оказали влияние
труды ал-Фараби, которого Ибн Сина называл своим вторым учителем после
Аристотеля, а также неоплатонизм, с идеями которого он был знаком
преимущественно по так называемой «Теологии Аристотеля» (извлечения из 4-6
разделов «Эннеад» Плотина). Главная философская работа Ибн Сины —
энциклопедический труд «Книга исцеления» — состоит из четырех разделов:
логики, физики, математических наук (геометрии, арифметики, музыки,
астрономии) и метафизики. К этому труду примыкает написанная на фарси «Книга
знания» («Даниш-намэ»). В сокращенном изложении философские идеи «Книги
исцеления» содержатся в «Книге спасения» (русский перевод фрагментов см.:
Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. М.,
1961. С. 219-229). «Книга указаний и наставлений», написанная в последние
годы жизни, — итоговое изложение его философских идей, испытавшее влияние
суфизма. Среди других работ наибольшее влияние на ученых Востока и Европы в
течение нескольких столетий имел «Канон врачебной медицины». Сохранились
немногочисленные стихи (большей частью в форме рубаи). |
|
|
|
Философия |
|
|
|
В классификации философских
наук и понимании предмета метафизики (сущее как таковое) Ибн Сина следовал
Аристотелю. Вслед за ал-Фараби Ибн Сина различает возможно сущее,
существующее благодаря другому, и абсолютно необходимо сущее, существующее
благодаря себе (в нем сущность и существование тождественны, тогда как в
возможно сущем — различны). Абсолютно необходимо сущее — Бог для Ибн Сины, в
отличие от Аристотеля, не только предельная причина всех других сущих, но и
личность в соответствии с теистическим миропониманием ислама (см. Теизм). В
то же время Ибн Сина расходится с доктриной креационизма, утверждая
совечность мира Творцу (как необходимо сущее Бог с необходимостью сообщает
Себя вечно). Творение в вечности Ибн Сина объяснял, в частности, с помощью
неоплатонического понятия эманации, обосновывая таким образом логический
переход от первоначального единого к множественности тварного мира. Однако в
отличие от неоплатонизма он ограничивал процесс эманации миром небесных сфер,
рассматривая материю не как конечный результат нисхождения единого, а как
необходимый элемент любого возможного бытия. |
|
|
|
В философской повести
«Живой, сын Бодрствующего» Ибн Сина в аллегорической форме излагает учение об
активном «уме» (аристотелевско-неоплатонический нус), который ведет человека
по пути познания высших абстрактных истин. Предметы физики и метафизики представлены
здесь в образе космоса, по которому можно совершить мысленное путешествие.
Космос делится на три мира: материальный мир (Запад), мир вечных
несотворенных форм (Восток) и земной, физический мир во всем его конкретном
многообразии. Индивидуальная душа образует с телом единую субстанцию,
обеспечивающую целостное воскрешение человека; носителем философского
мышления выступает конкретное тело, предрасположенное к принятию разумной
души. Абсолютная истина может быть постигнута посредством интуитивного
видения, которое предстает, таким образом, кульминацией процесса мышления. |
|
|
|
А. В. Журавский |
|
|
1 |
Энциклопедия Кольера ("Мир вокруг нас") |
|
|
|
ИБН СИНА, или Авиценна (980–1037), |
|
|
|
величайший из философов и
врачей арабского Востока, родился в селе Афшана близ Бухары в 980. Получив
неформальное образование и усвоив начала арифметики, геометрии и медицины,
досконально изучил Коран. Удивительно разносторонние познания Ибн Сины
касались почти всех областей знания. В 997 он стал придворным врачом и имел
доступ к библиотеке Саманидов в Бухаре. После падения династии Саманидов в
1004 он переехал из Бухары в Ургенч, где при дворе хорезмшаха Абу-л-Аббаса
Мамуна ибн Мамуна читал лекции по астрономии и логике. Позднее отправился в
Хамадан (Персия), став визирем правителя города, однако был смещен с поста
восставшей солдатней. Затем Ибн Сина перебрался жить в Исфахан, где до конца
своих дней оставался врачом и советником эмира. Написал свыше 100 трактатов,
самый известный из которых, Канон врачебной науки (Китаб ал-канун
фи-т-тиббш), использовался как учебник в ряде французских университетов
вплоть до 17 в. Умер Ибн Сина в Хамадане 18 июня 1037. |
|
|
|
ЛИТЕРАТУРА |
|
|
|
Ибн Сина. Канон врачебной науки, кн. 1–5.
Ташкент, 1954–1960 |
|
|
|
Ибн Сина. Избранные философские произведения. М., 1980 |
|
|
|
Возврат в
начало досье |
|
|
|
|
|
|