Скоро мы покидаем родные пенаты, прощаемся с годами студенчества и нашей ALMA MATER, заменившей нам мать и отца. Что ж дальше? Какой выбрать путь, какой из открывающихся перед нами горизонтов, какую из дорог? Так как наш ВУЗ педагогической направленности, то по идее все должны работать в школе. Но опыт прошлых лет показывает, что тернистый путь педагога выбирают всего лишь единицы. Зная ситуацию в современных школах, это не вызывает особого удивления. И вот, когда решалось, что за тему выбрать для социологического исследования, мы решили узнать мнение пятикурсников, "без пяти минут учителей", что же они думают о профессии учителя вообще, насколько она престижна среди наших однокурсников и каковы их планы на будущее, т.е. хотят ли они связать свою жизнь со школой, с обучением детей. Ни для кого не секрет, что положение школ на Украине крайне бедственное: систематическая невыплата зарплат, нехватка наглядности, хамское отношение учеников... Но, пожалуй, самой большой проблемой /и первоначальной!/ является страх. Страх, что ты не сможешь справиться с акселератами, удержать дисциплину, что ты сделаешь ошибку, а "они" только этого и ждут... Это были личные впечатления от педагогической практики на 4 курсе, но вот уже подходит время очередной практики. Наверное, подобное исследование следовало бы провести так же после этой практики, пока впечатления будут еще свежи в памяти. А пока мы предлагаем Вам ознакомиться с тем, с каким настроением пятикурсники идут в школу. Мы просили отвечать респондентов как можно откровеннее, ведь наше анкетирование проходило “под грифом секретности” – анонимно. Условия анонимности были должным образом обеспечены, так что нам, в свою очередь, хотелось бы надеяться на откровенность.
Целью нашего социологического исследования являлось установить отношение студентов 5 курса факультета иностранных языков к профессии преподавателя. Из 80 человек, находящихся на курсе, анкету заполнили 71 человек, но к обработке были допущены 67 анкет, из них 16 – индивиды мужского пола, и, соответственно, 51 особа женского пола. Опрос проводился в 2 приема – в институте (во время пары) и в общежитии. Вообще-то, мы выдвинули гипотезу, что отнюдь не все выпускники собираются идти работать в школу после окончания института. Нам так же хотелось выяснить, какие факторы влияют на выбор между школой и фирмой, чего боятся наши выпускники. Так же в анкету мы включили вопрос ”Изменилось ли у Вас отношение к профессии учителя после прохождения педагогической практики?”, чтобы узнать, как повлиял прошлогодний опыт. Хотелось бы еще обратить Ваше внимание на вопрос №14 ”Если бы у Вас была такая возможность, перевелись ли бы вы в другой вуз?”, чтобы установить, насколько прочны связи между студентами и "белоколонным святилищем". Обрабатывая результаты анкетирования, мы открыли для себя много нового, столкнулись с совершенно неожиданными для нас вариантами, но об этом чуть ниже. Анализируя результаты социологического исследования, мы пришли к следующим выводам: около 77,6% опрошенных не считают профессию учителя престижной, однако многим из них (почти та же цифра 76,1%) нравится работать с детьми, и , что интересно, 88,2% девушек нравиться учить детей. Следует отметить тот факт, что 25% мужчин считают профессию учителя престижной, а учить детей хотели бы 37,5%. Как оказалось, большинство опрошенных (среди девушек 70,6% и среди юношей – 56,3%) выбрали факультет иностранных языков, чтобы в будущем найти профессию, где необходимы знания иностранного языка. 14,9% всех опрошенных выбрали факультет иностранных языков, чтобы впоследствии стать переводчиком, столько же (14,9%) – для получения высшего образования. Не могу не отметить, что среди юношей это 1/4 всех опрошенных, что позволяет предположить, что отсутствие варианта "чтобы не идти в армию" ведет к необъективной оценке ситуации. Что особенно неприятно поразило, так это то, что среди юношей никто не сказал, что выбрал факультет иностранных языков для того, чтобы стать учителем, а девушек всего 2 (3,9%), кто поступал с намерением потом стать учителем. Возвращаясь к этим 2 девушкам, нужно сказать, что в их семьях нет педагогов, одна из них считает профессию учителя престижной. Они обе поступили в институт по собственной воле. Что касается поступления в университет, то 79,1% опрошенных поступили по своей воле, почти 1/5 (18,8%) парней поступали по воле родителей, 2 ребят и 1 девушка – по совету друзей. Еще одна девушка поступила, чтобы найти друзей...
Большая часть респондентов (62,7%) хотели бы работать в частной школе и не боятся не справиться с работой учителя. Однако почти всех пугает сегодняшнее состояние школы. Половина опрошенных (50,7%) перевелись бы в другой вуз, если бы у них была такая возможность. Что еще следует заметить: большая часть парней (62,5%) собираются продолжить обучение и получить 2-е образование, а среди девушек – только 47,1% (хотя это почти половина). Очень огорчило, что 58,2% всех опрошенных ответили, что их отношения к профессии учителя не изменилось – они не хотели и не будут преподавателями (среди мужчин – 68,8%, среди женщин – 54,9%) и только 16,4% хотели и будут учителями. Порадовали 12,5% мужчин и 19,6% женщин тем, что они раньше не хотели, а теперь готовы стать учителями. Хотя, большинство (79,1%) согласилось бы работать в школе, если бы за это хорошо платили.
Однако, как бы там ни было, 82,1% всех опрошенных не
жалеют, что выбрали для себя педагогический вуз. Вот так.... Абсолютная
погрешность в подсчетах составила 0,1. Выходит, наша гипотеза о том, что, а/
профессия учителя пользуется маленьким авторитетом и не престижна;
б/ большинство студентов-выпускников 2001 года не собираются идти работать в
школу; в/ студенты боятся, что не смогут учить детей –
подтвердилась?! Свидетельством того являются цифры, в которых выражены ответы опрошеных.
Что же за выводы нужно сделать? Наверное, Министерству образования Украины есть
над чем задуматься. Своим исследованием мы хотели бы обратить внимание на проблему
"учитель-школа". К сожалению, от нас зависит так мало и мы, “маленькие
человечки”, ничего не сможем сделать, но мы будем пытаться по
мере своих сил изменить сложившуюся ситуацию.
Результаты опроса |
Ч. |
Ж. |
|
Все % |
Чол. |
Жінки |
1. Чи вважаєте Ви професію вчителя престижною ? |
||||||
a) так |
4 |
11 |
15 |
22,4% |
25,0% |
21,6% |
b) ні |
12 |
40 |
52 |
77,6% |
75,0% |
78,4% |
2. Чи подобається Вам вчити дітей та працювати з ними ? |
||||||
a) так |
6 |
45 |
51 |
76,1% |
37,5% |
88,2% |
b) ні |
10 |
6 |
16 |
23,9% |
62,5% |
11,8% |
3. Чи є у Вашій сім’ї педагоги ? |
||||||
a) так |
2 |
21 |
23 |
34,3% |
12,5% |
41,2% |
b) ні |
14 |
30 |
44 |
65,7% |
87,5% |
58,8% |
4. Ви обрали факультет іноземних мов НДПУ для того, щоб: |
||||||
a) стати вчителем |
0 |
2 |
2 |
3,0% |
0,0% |
3,9% |
b) стати перекладачем |
3 |
7 |
10 |
14,9% |
18,8% |
13,7% |
c) отримати вищу освіту |
4 |
6 |
10 |
14,9% |
25,0% |
11,8% |
d) знайти професію, де треба знати мову |
9 |
36 |
45 |
67,2% |
56,3% |
70,6% |
e) інше |
0 |
0 |
0 |
0,0% |
0,0% |
0,0% |
5. Коли Ви поступали у педагогічний вуз Ви діяли: |
||||||
a) за своєю волею |
10 |
43 |
53 |
79,1% |
62,5% |
84,3% |
b) за волею батьків |
3 |
6 |
9 |
13,4% |
18,8% |
11,8% |
c) за порадою друзів |
2 |
1 |
3 |
4,5% |
12,5% |
2,0% |
d) за порадою вчителів |
1 |
1 |
2 |
3,0% |
6,3% |
2,0% |
e) інше |
0 |
0 |
0 |
0,0% |
0,0% |
0,0% |
8. В якій школі Ви б хотіли працювати ? |
||||||
a) у приватній |
10 |
32 |
42 |
62,7% |
62,5% |
62,7% |
b) у державній |
1 |
5 |
6 |
9,0% |
6,3% |
9,8% |
c) в гімназії (ліцеї) |
5 |
14 |
19 |
28,4% |
31,3% |
27,5% |
9. Чи боїтеся Ви, що не зможете працювати вчителем ? |
||||||
a) так |
3 |
13 |
16 |
23,9% |
18,8% |
25,5% |
b) ні |
13 |
38 |
51 |
76,1% |
81,3% |
74,5% |
10. Чи лякає Вас стан теперішньої школи ? |
||||||
a) так |
10 |
42 |
52 |
77,6% |
62,5% |
82,4% |
b) ні |
6 |
9 |
15 |
22,4% |
37,5% |
17,6% |
11. Чи змінилося у Вас відношення до професії вчителя після педпрактики ? |
||||||
a) так, змінилося (не хотів /хотіла/, але тепер буду вчителем) |
2 |
10 |
12 |
17,9% |
12,5% |
19,6% |
b) так, змінилося ( я хотів /хотіла/, але тепер ніколи не буду вчителем) |
1 |
4 |
5 |
7,5% |
6,3% |
7,8% |
c) ні, не змінилося (я не хотів /хотіла/ і не буду вчителем) |
11 |
28 |
39 |
58,2% |
68,8% |
54,9% |
d) ні, не змінилося (я хотів /хотіла/ і буду вчителем) |
2 |
9 |
11 |
16,4% |
12,5% |
17,6% |
14. Якби у Вас була така можливість, то чи перевелись би Ви в інший вуз ? |
||||||
a) так |
8 |
26 |
34 |
50,7% |
50,0% |
51,0% |
b) ні |
8 |
25 |
33 |
49,3% |
50,0% |
49,0% |
15. Чи збираєтесь Ви після закінчення НДПУ отримати другу освіту ? |
||||||
a) так |
10 |
24 |
34 |
50,7% |
62,5% |
47,1% |
b) ні |
6 |
27 |
33 |
49,3% |
37,5% |
52,9% |
16. Якби у Вас була можливість вибирати, то Ви б обрали: |
||||||
a) професію вчителя |
1 |
6 |
7 |
10,4% |
6,3% |
11,8% |
b) професію перекладача |
12 |
40 |
52 |
77,6% |
75,0% |
78,4% |
с) інше |
3 |
5 |
8 |
11,9% |
18,8% |
9,8% |
17.Чи працювали б Ви вчителем, якби ця робота була з високою платнею? |
||||||
a) так |
11 |
42 |
53 |
79,1% |
68,8% |
82,4% |
b) ні |
5 |
9 |
14 |
20,9% |
31,3% |
17,6% |
18. Чи жалкуєте Ви, що вибрали для себе педагогічний вуз ? |
||||||
a) так |
3 |
9 |
12 |
17,9% |
18,8% |
17,6% |
b) ні |
13 |
42 |
55 |
82,1% |
81,3% |
82,4% |
19. В якій школі (ліцеї) Ви вчились ? |
||||||
a) в міській |
11 |
41 |
52 |
77,6% |
68,7% |
80,4% |
b) в сільській |
5 |
6 |
11 |
16,4% |
31,3% |
11,8% |
c) в одній, потім в іншій |
0 |
4 |
4 |
6,0% |
0,0% |
7,8% |
67 |
16 |
51 |
67 |
100,0% |
100,0% |
100,0% |
Чи вважаєте Ви професію вчителя престижною ?