ЗЕРКАЛЬНЫЙ ЗАЛ № 1
Независимый журнал студенческого научного и литературного творчества
28. ПРОФЕССИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ
Лукьяненко Ю.В

Давидова А.Г., Кудра Т.Г., Хомовненко А.В – (участники исследования)

Скоро мы покидаем родные пенаты, прощаемся с годами студенчества и нашей ALMA MATER, заменившей нам мать и отца. Что ж дальше? Какой выбрать путь, какой из открывающихся перед нами горизонтов, какую из дорог? Так как наш ВУЗ педагогической направленности, то по идее все должны работать в школе. Но опыт прошлых лет показывает, что тернистый путь педагога выбирают всего лишь единицы. Зная ситуацию в современных школах, это не вызывает особого удивления. И вот, когда решалось, что за тему выбрать для социологического исследования, мы решили узнать мнение пятикурсников, "без пяти минут учителей", что же они думают о профессии учителя вообще, насколько она престижна среди наших однокурсников и каковы их планы на будущее, т.е. хотят ли они связать свою жизнь со школой, с обучением детей. Ни для кого не секрет, что положение школ на Украине крайне бедственное: систематическая невыплата зарплат, нехватка наглядности, хамское отношение учеников... Но, пожалуй, самой большой проблемой /и первоначальной!/ является страх. Страх, что ты не сможешь справиться с акселератами, удержать дисциплину, что ты сделаешь ошибку, а "они" только этого и ждут... Это были личные впечатления от педагогической практики на 4 курсе, но вот уже подходит время очередной практики. Наверное, подобное исследование следовало бы провести так же после этой практики, пока впечатления будут еще свежи в памяти. А пока мы предлагаем Вам ознакомиться с тем, с каким настроением пятикурсники идут в школу. Мы просили отвечать респондентов как можно откровеннее, ведь наше анкетирование проходило под грифом секретности” – анонимно. Условия анонимности были должным образом обеспечены, так что нам, в свою очередь, хотелось бы надеяться на откровенность.

Целью нашего социологического исследования являлось установить отношение студентов 5 курса факультета иностранных языков к профессии преподавателя. Из 80 человек, находящихся на курсе, анкету заполнили 71 человек, но к обработке были допущены 67 анкет, из них 16 индивиды мужского пола, и, соответственно, 51 особа женского пола. Опрос проводился в 2 приема в институте (во время пары) и в общежитии. Вообще-то, мы выдвинули гипотезу, что отнюдь не все выпускники собираются идти работать в школу после окончания института. Нам так же хотелось выяснить, какие факторы влияют на выбор между школой и фирмой, чего боятся наши выпускники. Так же в анкету мы включили вопрос ”Изменилось ли у Вас отношение к профессии учителя после прохождения педагогической практики?”, чтобы узнать, как повлиял прошлогодний опыт. Хотелось бы еще обратить Ваше внимание на вопрос №14 ”Если бы у Вас была такая возможность, перевелись ли бы вы в другой вуз?”, чтобы установить, насколько прочны связи между студентами и "белоколонным святилищем". Обрабатывая результаты анкетирования, мы открыли для себя много нового, столкнулись с совершенно неожиданными для нас вариантами, но об этом чуть ниже. Анализируя результаты социологического исследования, мы пришли к следующим выводам: около 77,6% опрошенных не считают профессию учителя престижной, однако многим из них (почти та же цифра 76,1%) нравится работать с детьми, и , что интересно, 88,2% девушек нравиться учить детей. Следует отметить тот факт, что 25% мужчин считают профессию учителя престижной, а учить детей хотели бы 37,5%. Как оказалось, большинство опрошенных (среди девушек 70,6% и среди юношей – 56,3%) выбрали факультет иностранных языков, чтобы в будущем найти профессию, где необходимы знания иностранного языка. 14,9% всех опрошенных выбрали факультет иностранных языков, чтобы впоследствии стать переводчиком, столько же (14,9%) для получения высшего образования. Не могу не отметить, что среди юношей это 1/4 всех опрошенных, что позволяет предположить, что отсутствие варианта "чтобы не идти в армию" ведет к необъективной оценке ситуации. Что особенно неприятно поразило, так это то, что среди юношей никто не сказал, что выбрал факультет иностранных языков для того, чтобы стать учителем, а девушек всего 2 (3,9%), кто поступал с намерением потом стать учителем. Возвращаясь к этим 2 девушкам, нужно сказать, что в их семьях нет педагогов, одна из них считает профессию учителя престижной. Они обе поступили в институт по собственной воле. Что касается поступления в университет, то 79,1% опрошенных поступили по своей воле, почти 1/5 (18,8%) парней поступали по воле родителей, 2 ребят и 1 девушка по совету друзей. Еще одна девушка поступила, чтобы найти друзей...

Большая часть респондентов (62,7%) хотели бы работать в частной школе и не боятся не справиться с работой учителя. Однако почти всех пугает сегодняшнее состояние школы. Половина опрошенных (50,7%) перевелись бы в другой вуз, если бы у них была такая возможность. Что еще следует заметить: большая часть парней (62,5%) собираются продолжить обучение и получить 2-е образование, а среди девушек только 47,1% (хотя это почти половина). Очень огорчило, что 58,2% всех опрошенных ответили, что их отношения к профессии учителя не изменилось они не хотели и не будут преподавателями (среди мужчин – 68,8%, среди женщин – 54,9%) и только 16,4% хотели и будут учителями. Порадовали 12,5% мужчин и 19,6% женщин тем, что они раньше не хотели, а теперь готовы стать учителями. Хотя, большинство (79,1%) согласилось бы работать в школе, если бы за это хорошо платили.

Однако, как бы там ни было, 82,1% всех опрошенных не жалеют, что выбрали для себя педагогический вуз. Вот так.... Абсолютная погрешность в подсчетах составила 0,1. Выходит, наша гипотеза о том, что, а/ профессия учителя пользуется маленьким авторитетом и не престижна;
б/ большинство студентов-выпускников 2001 года не собираются идти работать в школу; в/ студенты боятся, что не смогут учить детей
подтвердилась?! Свидетельством того являются цифры, в которых выражены ответы опрошеных. Что же за выводы нужно сделать? Наверное, Министерству образования Украины есть над чем задуматься. Своим исследованием мы хотели бы обратить внимание на проблему "учитель-школа". К сожалению, от нас зависит так мало и мы, маленькие человечки, ничего не сможем сделать, но мы будем пытаться по мере своих сил изменить сложившуюся ситуацию.

Результаты опроса

Ч.

Ж.

 

Все %

Чол.

Жінки

1. Чи вважаєте Ви професію вчителя престижною ?

a) так

4

11

15

22,4%

25,0%

21,6%

b) ні

12

40

52

77,6%

75,0%

78,4%

2. Чи подобається Вам вчити дітей та працювати з ними ?

a) так

6

45

51

76,1%

37,5%

88,2%

b) ні

10

6

16

23,9%

62,5%

11,8%

3. Чи є у Вашій сім’ї педагоги ?

a) так

2

21

23

34,3%

12,5%

41,2%

b) ні

14

30

44

65,7%

87,5%

58,8%

4. Ви обрали факультет іноземних мов НДПУ для того, щоб:

a) стати вчителем

0

2

2

3,0%

0,0%

3,9%

b) стати перекладачем

3

7

10

14,9%

18,8%

13,7%

c) отримати вищу освіту

4

6

10

14,9%

25,0%

11,8%

d) знайти професію, де треба знати мову

9

36

45

67,2%

56,3%

70,6%

e) інше

0

0

0

0,0%

0,0%

0,0%

5. Коли Ви поступали у педагогічний вуз Ви діяли:

a) за своєю волею

10

43

53

79,1%

62,5%

84,3%

b) за волею батьків

3

6

9

13,4%

18,8%

11,8%

c) за порадою друзів

2

1

3

4,5%

12,5%

2,0%

d) за порадою вчителів

1

1

2

3,0%

6,3%

2,0%

e) інше

0

0

0

0,0%

0,0%

0,0%

8. В якій школі Ви б хотіли працювати ?

a) у приватній

10

32

42

62,7%

62,5%

62,7%

b) у державній

1

5

6

9,0%

6,3%

9,8%

c) в гімназії (ліцеї)

5

14

19

28,4%

31,3%

27,5%

9. Чи боїтеся Ви, що не зможете працювати вчителем ?

a) так

3

13

16

23,9%

18,8%

25,5%

b) ні

13

38

51

76,1%

81,3%

74,5%

10. Чи  лякає Вас стан теперішньої школи ?

a) так

10

42

52

77,6%

62,5%

82,4%

b) ні

6

9

15

22,4%

37,5%

17,6%

11. Чи змінилося у Вас відношення до професії вчителя після педпрактики ?

a) так, змінилося (не хотів /хотіла/, але тепер буду вчителем)

2

10

12

17,9%

12,5%

19,6%

b) так, змінилося ( я хотів /хотіла/, але тепер ніколи не буду вчителем)

1

4

5

7,5%

6,3%

7,8%

c) ні, не змінилося (я не хотів /хотіла/ і не буду вчителем)

11

28

39

58,2%

68,8%

54,9%

d) ні, не змінилося (я хотів /хотіла/ і буду вчителем)

2

9

11

16,4%

12,5%

17,6%

14. Якби у Вас була така можливість, то чи перевелись би Ви в інший вуз ?

a) так

8

26

34

50,7%

50,0%

51,0%

b) ні

8

25

33

49,3%

50,0%

49,0%

15. Чи збираєтесь Ви після закінчення НДПУ отримати другу освіту ?

a) так

10

24

34

50,7%

62,5%

47,1%

b) ні

6

27

33

49,3%

37,5%

52,9%

16. Якби у Вас була можливість вибирати, то Ви б обрали:

a) професію вчителя

1

6

7

10,4%

6,3%

11,8%

b) професію перекладача

12

40

52

77,6%

75,0%

78,4%

с) інше

3

5

8

11,9%

18,8%

9,8%

17.Чи працювали б Ви вчителем, якби ця робота була з високою платнею?

a) так

11

42

53

79,1%

68,8%

82,4%

b) ні

5

9

14

20,9%

31,3%

17,6%

18. Чи жалкуєте Ви, що вибрали для себе педагогічний вуз ?

a) так

3

9

12

17,9%

18,8%

17,6%

b) ні

13

42

55

82,1%

81,3%

82,4%

19. В якій школі (ліцеї) Ви вчились ?

a) в міській

11

41

52

77,6%

68,7%

80,4%

b) в сільській

5

6

11

16,4%

31,3%

11,8%

c) в одній, потім в іншій

0

4

4

6,0%

0,0%

7,8%

67

16

51

67

100,0%

100,0%

100,0%

Чи вважаєте Ви професію вчителя престижною ?



Используются технологии uCoz